Детский сад или няня, что лучше?
В вопросе «отдавать ли ребенка в детский садик» многие родители часто опираются на свой личный опыт – если им в садике в детстве было хорошо, то ребенка туда отдают легко, если же воспоминания о периоде адаптации к детскому саду и о самом садике остались не очень приятные, то и их ребенок сидит дома, с няней. Хотя на самом деле выбор следует делать, исходя из совсем других соображений. Конечно, интересы ребенка и его душевное спокойствие – превыше всего, но нелишне задуматься и об образовательном аспекте и разнице в этом плане между «общественным» и домашним воспитанием. Во-первых, большинство современных нянь – это, в лучшем случае, выпускницы педагогических вузов, в худшем – девушки, окончившие среднюю школу и педагогического образования как такого не имеющего. В крайнем случае – бонусом идет какое-либо базовое психологическое образование, полученное на каких-нибудь курсах. Между тем, психология, особенно детская – отдельная дисциплина, которая, кстати, знания о методике преподавания включает, опять же, самые базовые. Детский сад – это группа специалистов, компетентных каждый в своей области, но решающих образовательные и воспитательные задачи коллективно, взаимодействуя друг с другом, и такую команду не удастся заменить даже профессиональной гувернантке, имеющей несколько дипломов о высшем образовании – объединить в одном лице методиста, воспитателя, его помощника, психолога, логопеда, педагога раннего развития и музыкального работника, да еще и инструктора по физвоспитанию и хореографа просто нереально. Часто на стороне отказа от детского садика выступают стереотипы, приобретенные еще в советском детстве: детей много, воспитатели злые, пища невкусная (но есть при этом заставляют), в тихий час заставляют спать, а в случае непослушания могут и в угол поставить. На самом деле детский сад сильно изменился и значительно отличается от того заведения, к которому могли иметь претензии «рожденные в СССР». В частных садах вообще не набирают в одну группу больше 12-ти детей. При этом в нее могут входить дети разного возраста, что способствует передаче опыта от более старших детей к более младшим и естественному формированию умения общаться не только с равными, но и со старшими и младшими. Ребенок, воспитываемый дома взрослыми, оказывается лишен деткой среды, ее правил, традиций, и потом, когда придет пора идти в школу – у него могут возникнуть проблемы в налаживании отношений со сверстниками. Конечно, в каждом случае подход нужен индивидуальный. Детям, страдающим дефицитом внимания, повышенной тревожностью, гиперреактивностью, а также склонным к частым вспышкам болезней (особенно, если заболевания носят хронический характер), в самом деле комфортней будет остаться дома. Но если ребенок совершенно нормален – в большинстве случаев в детском саду ему будет лучше, чем дома. |
|