Открыть меню

Психология школьников

В ранней юности отношения с взрослыми складываются сложно. Общение с ними важно для старшеклассников, однако взаимоотношения могут быть благополучными только в том случае, если они имеют доверительную форму. Отсутствие такой формы отношений со взрослыми, в том числе с учителем, – одна из главных причин возникновения тревожности у старшеклассников. Доверительность, поддержка со стороны взрослого понимается подростками как вера в их потенциальные возможности, в их успешное развитие как личности.

В ранней юности отношения с родителями нередко сопровождаются самыми противоречивыми чувствами: страстное стремление к самостоятельности переплетается с желанием продлить зависимость, любовь переплетается с ненавистью. Часто возникают конфликты, связанные с различной оценкой социальных форм поведения и духовных ценностей. Проблемой в этом возрасте являются не только конфликтные отношения с родителями, но и просто отсутствие достаточного тепла, душевной близости.

Общение со сверстниками имеет чрезвычайно большое значение для развития личности в юношеском возрасте.

Во-первых, оно представляет собой своеобразный канал информации, по которому приходит сведения, не поставляемые родителями. В частности, связанные с вопросами пола, отсутствие которых может задержать психосексуальное развитие и придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где отношения принципиально строятся «на равных» и уважение окружающих надо заслужить, не удастся выработать многих качеств, необходимых для развития личности.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта, который даёт ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процесс формирования личностной суверенности и социально-психологической адаптации к миру взрослых.

Наряду с развитием приятельских отношений со сверстниками в этом возрасте особую ценность приобретает понятие дружба. Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности. Дружба выступает как своеобразная форма психотерапии, эмоциональная поддержка, в результате которой укрепляются жизненные позиции.


  • Оставьте свой комментарий * Заполните оба поля