Открыть меню

Проблемы молодых учителей

Однообразие весьма усиливает главный мотив: неудовлетворенность, разочарование и отчаяние молодых учителей. Их боль исходит от сущности школьной жизни. Они плачут, цитируя Вергилия, «потому что все в этой жизни достойно слез».

Некоторые из учителей теряют веру и оставляют надежду. Другие требуют реформы. Наиболее радикально настроенные стремятся изменить систему изнутри, не дожидаясь, пока это сделает кто-то другой. Настроенные наиболее консервативно высказываются за полумеры. А тем временем жизнь в школах не стоит на месте: есть дети, которых нужно учить, родители, которых нужно успокаивать, и директора, с которыми необходимо считаться. Все они претендуют на время учителя и на его энергию. Для учителя вопрос о том, как достойно выжить в этой ситуации, не является риторическим.

Когда возникают критические ситуации, мудрствование пропадает. Для человека в тонущей лодке теория неуместна. Либо он умеет плавать, либо он утонет. Когда возникает какая-нибудь критическая ситуация в классе, все книги во всех библиотеках становятся бесполезны и не могут ничем помочь. Все прослушанные лекции и курсы не представляют никакой ценности. В решающий момент спасает только умение.

Важным в процессе обучения является отношение учителя, выраженное в его умении. То, как учитель должен относиться к своим ученикам, известно. Действительно, учителя уже устали слушать об этом снова и снова на каждой конференции и на каждом собрании. Как говорит один учитель: «Я уже знаю, что нужно ребенку. Я знаю это наизусть. Ему нужно, чтобы его принимали, уважали, любили, чтобы ему доверяли; ему нужно, чтобы его ободряли, поддерживали, вдохновляли, развлекали; чтобы ему дали возможность исследовать, экспериментировать, добиваться результатов. Черт побери! Ему необходимо слишком много. А мне недостает только мудрости Соломона, проницательности Фрейда, знаний Эйнштейна и самоотверженности Флоренс Найтингейл».

В теории мы все знаем, каким должно быть хорошее образование. В нашем распоряжении есть все понятия и представления. К несчастью, нельзя учить детей, основываясь на одних понятиях. С детьми существуют проблемы, которые нег исчезают, даже когда учитель верит в демократию, любовь, уважение, одобрение, индивидуальные особенности и неповторимость личности каждого ребенка. Хотя эти представления и достойны восхищения, но они слишком абстрактны и их слишком много. Их можно сравнить с тысячедолларовой банкнотой. Это хорошая валюта, но она совершенно бесполезна для такой мелочи, как, например, купить чашку кофе. Она также будет совершенно бесполезна, если вам нужно нанять такси или позвонить по телефону. Для каждодневной жизни нужны разменные монеты. Для общения в классе учителю нужно понимать различные психологические тонкости. Учителю требуются особенные умения для того, чтобы, сталкиваясь с сиюминутно возникающими проблемами, решать их эффективно и человечно. Это могут быть различные мелкие недоразумения и ссоры, ежедневные конфликты, внезапные кризисные ситуации. Все эти ситуации требуют со стороны учителя верной и действенной реакции, учитывающей конкретную ситуацию. То, какова будет реакция учителя, может иметь решающие последствия. Она создаст либо атмосферу согласия, либо неповиновения, состояние удовлетворенности или раздора, ссоры, либо желание что-то исправить, либо желание отомстить. Реакция учителя в таких ситуациях действует на ребенка, влияет на его характер и поведение, меняя их в лучшую или худшую сторону.

Это все факты эмоциональной жизни, которые делают процесс обучения возможным или невозможным. Достойный учитель постигает главное: говорить об обучении можно только в настоящем времени, и этот процесс всегда сугубо индивидуален.


  • Оставьте свой комментарий * Заполните оба поля