Обучение счету детей дошкольного возраста
Согласно учению выдающегося русского психолога Выгодского, маленький лучше всего развивается, когда с ним тоже самое делает взрослый. Это было названо «зоной ближайшего развития», то есть сначала трудное действие производится вместе с взрослым, а потом и самостоятельно ребенком. Обучение счету должно производиться в соответствии с этим методом. Методика такова: Вначале учим ребенка пересчитывать реальные предметы. Важно, чтобы они были одинаковыми и располагались более-менее в ряд. «один карандаш, два карандаша, три карандаша. Всего три карандаша.» И сразу же просим ребенка, или вместе с ним показываем, как нужно считать предметы. Добиваемся, чтобы ребенок сам повторил за взрослым действие, и, конечно, не забываем хвалить. После закрепления навыков пересчета предметов, предлагаем сравнивать группы предметов, например, три шарика и два кубика. Ребенок должен усвоить понятия «больше-меньше», чтобы перейти дальше, к сложению и вычитанию. Иногда бывает полезно почитать вслух замечательную книгу Левина «три дня в стране Карликании», где в игровой, приключенческой форме раскрываются многие математические понятия. Чтобы правильно усвоить эти математические действия, ребенок дожжен твердо понимать термины «больше» и «меньше». Существуют ограничения: до 7 лет ребенку нужно объяснять только прибавление по одному. То есть, он должен осознавать, что 1+1 – это 2, 2+1 это три и так далее, в пределах одного десятка. Таким образом, у него закрепляется принцип и порядок построения принятого у нас натурального ряда чисел. Вычитание так же должно закрепиться в сознании ребенка, как уменьшение на единицу. Таким образом, закрепляем счет от одного до десяти, и в обратном порядке, от десяти до одного. Немаловажно при этом обратить внимание ребенка на сравнение групп предметов, сначала настоящих, потом нарисованных, чтобы закрепить понятия «больше» и «меньше». Это умение еще не один раз пригодится вашему ребенку при освоении более сложных математических операций. Стоит отдельно отметить, что занятия математикой в дошкольном возрасте ни в коем случае не должны носить насильственный характер. Если ребенок не хочет учиться, нужно заинтересовать его, применить игровые методы, какую-то любимую игрушку, сказочного персонажа. Тогда обучение счету пройдет с увлечением, а полученные знания будут с радостью применяться везде, где только можно. |
|