Обучение старшеклассников
7-8 уроков в день, факультативы, репетиторы, домашние задания - это стандартный школьный день учеников 11 класса. Плюс добавьте различные «сюрприз» и нововведения школьной реформы. Не трудно подсчитать, что рабочий день выпускника длится намного больше, чем взрослого человека. А в сутках по-прежнему остается 24 часа. Как правильно расформировать время, чтобы его хватило и на учебу, и на отдых, как снять лишнее волнение перед экзаменами и тестированием, как не ошибиться с выбором профессии - об этом мы и беседовали с психологом Натальей Соловьевой. - Наталья Михайловна, все было бы намного проще, если бы не учитывался при поступлении средний балл аттестата. Но, как говорят, мы имеем то, что имеем. Где взять на все время? - Если день загружен, давайте решим так: в первую очередь занимаемся делами, которые а) очень важные и очень срочные; б) срочные, но не очень важны; в) важные, но не очень срочные; г) не важные и не срочные. Сон должен составлять 8-9 часов, не меньше. А вот время, проведенное просто так перед телевизором и компьютером, можно сократить. Ну и не забывать чередовать умственную нагрузку с физической - выезд на дачу в выходной день, выгул домашних любимцев - вариантов может быть много. - А как же эмоциональный план? Друзья, занятия теми же танцами и спортом ... их не просто выбросить из своей жизни... - И не надо. Занятия в кружках, секциях, студиях действительно приносят удовольствие и радость, и тревожность лишнюю снимают. Другое дело, что думать о победах и дипломах в художественных конкурсах или спортивных турнирах уже не стоит (если только это не связано с выбором профессии). Некоторые выпускники - знаю, таких немало - записываются на курсы по подготовке водителей, флористов, занимаются в танцевальных студиях. Если чувствуете, что эти занятия вам не мешают в учебе - тогда занимайтесь, но большинство выпускников, наверное, все же приобретение дополнительных навыков отложит на перспективу. Встречи с друзьями тоже отменять не надо - никакие книги живого общения с людьми не заменят, но планировать свое участие в дружеских "тусовках" учитесь опять же в соответствии со временем. - Не меньше выпускников волнуются и их родители. Все мечтают и надеются на бюджетную форму обучения, а потому на каждом шагу - учи уроки, повтори тесты, прочитай книгу. - Обычно у родителей есть два способа воспитания детей - критика и похвала. Так вот, более правильно не критиковать детей вообще! Если без этого не обойтись, осуждайте не личность своего ребенка, а его поступок. Хвалите их за большие и малые достижения, повышайте самооценку, и дети постепенно будут стараться соответствовать тому образу, который в него вселили в семье. Отдельно хочется сказать про оценки. К сожалению, родители и учителя начинают забывать, что поставленная оценка фиксирует уровень знаний только на данный момент, и никто не знает, как ту же работу тот же ученик выполнит через час, неделю или месяц. У школьника, который получает те оценки, которые не соответствуют его собственным чаяниям и ожиданиям родителей, всегда повышенное состояние тревожности. Что при этом делают родители? Сразу же увеличивают нагрузку - дополнительные занятия, больше времени заставляют сидеть за уроками. В результате тревожность у ребенка увеличивается еще больше, появляется усталость, нервозность. Надо трезво оценивать способности своих детей. Не все дети могут быть вундеркиндами, и если ребенку не суждено "хватать звезды с неба", то лучше его оставить в покое. Пусть успеваемость будет ниже, чем у его сверстников, но зато сбережется психическое и физическое здоровье. Высокий балл - это не панацея от всех жизненных невзгод! То же самое и при поступлении в институты. Пусть все идет своим чередом, главное - чтобы дома было, как поет Долина, хорошая погода. - Но основные проблемы начинаются тогда, когда выпускник не поступил в престижный вуз, да еще на бюджетную основу. Ну как же, у кого-то дети поступили, а значит, получили шанс лучше устроиться в жизни. - А вот трагедию делать из этого нельзя! Лучше отнестись к ситуации по-философски: значит, так надо было, все, что ни делается, делается к лучшему. Идеальный вариант - еще до поступления продумайте с выпускником все дополнительные варианты - куда еще можно пойти учиться, кроме тех вузов, что запланировали. Между прочим, почему бы не попробовать получить профессию на заочном отделении? Это и для семейного бюджета выгодно, и параллельно можно учиться и попробовать устроиться на работу. - В принципе, большинство выпускников уже определилась с будущей профессией, но опять же сколько ситуаций складывается разных: юноша подает документы в лицей на бармена, а мама отправляет учиться на доктора, девушка мечтает о профессии художницы, а вся родня хочет видеть ее экономистом. - Знаете, родители советуют выбирать профессию своим детям с высоты своего опыта. Они стараются видеть перспективу в данном направлении, а молодежь, напротив, живет сегодняшним днем. Нравится профессия ландшафтного дизайнера и буду учиться, а придет ли запрос на молодого специалиста - об этом не задумывается. Родители же, напротив, смотрят на профессию и с практической стороны. Бывают и другие моменты - например, в своей юности мама мечтала стать телеведущей и хочет, чтобы ее мечту осуществила дочь, поступив на журфак, а девушке нравится лечить животных - она с первого класса приносит домой разных кошек и щенков. Я считаю, что выбор все же остается за выпускником, а родители просто пусть возьмут на себя роль консультантов. В конце концов, на выбранную работу придется ходить вашим детям, а не вам. Но и самим выпускникам школ нужно научиться трезво оценивать свои способности. Хорошо, если у родителей хватает денег учить своего ребенка в любом институте. Но если вчерашний одиннадцатиклассник в школе выше пятерок-шестерок по математике не получал, то какой из него получится экономист или бухгалтер? Кто будет за него писать балансы и отчеты на предприятии? Так же и с любой профессией. Обычно во всех школах выпускники проходят - или уже прошли - тесты на выбор профессии. Но если кто-либо еще не определился, обязательно посетите их. Пройдя несколько психологических тестов, выпускник определит свои склонности, способности и возможности. |
|