Из истории женской обуви
Всем нам с детства знакома сказка о Золушке, которая смогла найти свое счастье благодаря изящному башмачку, слетевшему у нее с ноги. Именно с появления этой сказки хрустальная туфелька стала символом надежды и женской индивидуальности. Каждая женщина в детстве мечтала о прекрасном принце, который найдет ее при помощи некоего чуда, и уже став взрослой, она неосознанно продолжает думать об этом. Все девушки мечтают о романтичном приключении, которое однажды ворвется в их жизнь и полностью изменит ее. Возможно, именно поэтому женщины такое значительное внимание уделяют своей обуви, так как считают ее чем-то способным изменить ее жизнь, внести в нее нечто новое. Ведь, выбрасывая старую обувь, мы словно освобождаемся, делаем шаг вперед – к новой жизни. Долгое время женская обувь оставалась недоступной для любопытных глаз частью туалета. Рюши широких и пышных платьев надежно скрывали ее. И сегодня – несмотря на то, что обувь стала настолько открытой для глаз – она осталась тем элементом костюма, который способен полностью разоблачить нас, поведать всем о наших пристрастиях и желаниях. Долгое время при помощи обуви можно было узнать о благосостоянии дамы и ее классовом положении. Аристократки XIX века надевали на свои ножки изящные парчовые туфельки, в то время как их служанки подметали пол в грубых деревянных башмаках. Каждая эпоха характеризуется особой модой на обувь, которую по праву можно назвать визитной карточкой тех или иных времен. В Древнем Риме это были сандалии с золотыми подметками, при дворе Людовика XIV туфли с красными каблуками, сегодня всех удивляют туфли от Гуччи. Если одежда человека претерпевала на протяжении всего существования множество изменений, то обувь за долгие столетия почти не изменилась. Единственное, что подвергалось множественным изменениям, – это обувь господствующих классов, которая украшались самыми разнообразными способами. Что касается крестьян, то их сделанный однажды выбор абсолютно не изменился за долгие столетия. Главное, что требовалось человеку, вынужденному работать на земле, – это практичность и прочность обуви. Таким образом, никакие нововведения моды не могли повлиять на фасон крестьянской обуви. В отличие от одежды, которую можно было изготовить в домашних условиях, производство обуви требовало наличия специальных инструментов, поэтому она, как правило, ее созданием занимались только мастера. Что касается первобытных времен, то тогда обуви еще не существовало, о чем свидетельствуют не знающие обуви племена в плохо развитых странах. И сегодня можно встретить человека, проживающего в селении, бредущего по направлению в город босиком, держа в руках ботинки, чтобы надеть их при входе в город. Схожую картину можно наблюдать на египетских фресках, где раб часто следует за господином, неся его туфли, на случай, если они ему понадобятся. В то время только высшие слои общества могли позволить себе ношение туфель. И дело было не в деньгах: просто для раба это было непозволительно. В других государствах носить обувь могли только женщины, для мужчин-воинов такая привычка казалась чрезмерной изнеженностью. Кроме этого, рабам не позволяли иметь обувь, чтобы предотвратить их возможный побег. Первые туфли и сандалии изготавливались из сшитых пальмовых листьев, папируса или растительных волокон. Такая простая форма, тем не менее, позволяла обуви не соскальзывать с ноги, так как она прочно удерживалась кожаными или льняными ремешками. Данный тип обуви был распространен у многих народностей, и во всех странах она имела различное название. Испанские альпаргатас с веревочной подошвой и холстинным верхом, французские эспадриль, итальянские чиочи (от латинского «сициония») и ушуты Южной Америки – родоначальниками всех этих видов обуви были древнеримские сандалии. Еще одним видом обуви, которую носили крестьяне, являются шлепанцы, сохранившиеся без изменений и до наших дней. Этот вид обуви получил широкое распространение в Японии, Аравии, Северной Африке, Греции. Единственным изменением, которое прошло в этом виде обуви, был маленький ремешок, который присоединялся к основному и отделял большой палец от других. Греческие соккусе из кожи или мягкой шерсти носили только благородные сословия, крестьянам же приходилось довольствоваться звериными шкурами или же необработанными кусками кожи. Иногда ремешки сандалий, перекрещиваясь, завязывались под коленами или на икрах. Видов обуви, напоминающей современные шлепанцы, известно великое множество. Интересным вариантом является «задранный» вариант подобной обуви, носок которой при помощи ремешков притягивался вверх, к голени. Это позволяло уберечь пальцы стопы от повреждений из-за ударов о камни или грубую почву. В первобытном обществе использование обуви из звериных шкур имело и мистический оттенок: люди верили, что она передаст им силу и храбрость убитого им животного. Индейцы Северной Америки изготавливали обувь из шкуры бизонов. Форма ее менялась, в зависимости от их верований и климатических условий. В Арктике для изготовления обуви использовались шкуры тюленей, впоследствии это привело к возникновению меховых сапог. Чтобы такая обувь была более теплой, ее производили мехом внутрь. В жарких странах мех соскабливали, оставляя одну лишь кожу животного. Дерево в создании обуви практически не использовалось: единственное, что из него делали, – это подошвы сандалий. Однако это было очень редко, ведь подобная грубая подошва затрудняла передвижение, что было неприемлемо для охотников и земледельцев. Приблизительно к концу XVI века в Нидерландах сложилась гильдия специалистов, занимающихся производством обуви, производящих деревянные клопфы. Даже сейчас в некоторых областях Голландии в период работ в поле земледельцы носят данную обувь. В Великобритании башмаки из дерева появились значительно позже, примерно в XIX веке они получили распространение, главным образом, у мельников в северных областях государства. Клопфы или сабо превратились в главную обувь крестьян. В выходные или праздники они надевали кожаные ботинки, часто декорированные серебряными пряжками. Другим видом обуви земледельцев были сапоги, изобретенные для добавочного предохранения ступней и голеней. Для предохранения нижней части ноги от шипов, укусов животных и от натирания от езды на лошадях, а кроме этого, от мороза, применялись шкуры, древесина, пластины из металла и даже кольца. В некоторых случаях к сапогам крепились штаны, хотя в любых случаях их можно было носить раздельно. Сапоги использовались людьми еще в древние времена; особенное признание они имели у воинов Древней Греции, особенно любящих сапоги алого цвета, так как на них была не так видима кровь, появляющаяся из ран или сильных мозолей, возникавших впоследствии жестоких тренировок. По мере совершенствования формы военных красный тон поменялся на черный оттенок. На Западе сапоги возникли в период Великого Переселения народов, после агрессий чужеземных войск и, главным образом, жестоких степных кочевников. Сапоги превратились в непременный атрибут скотоводов и кавалеристов Европы, а в таких государствах, как Россия, Венгрия и Польша, где конница длительный период была главным видом войск, стали обязательной формой кавалеристов. Постоянные нападения враждебных соседей и гражданские распри на протяжении веков неизменно заставляли всех обитателей использовать оружие, поэтому сапоги стали непременным атрибутом национальной одежды. Обувь – это не только история стран и земель, это и летопись жизни каждого человека. Многие люди оставляют на память крохотные башмачки, которые они носили в детстве, свадебные туфельки и даже массивные с крупной пряжкой башмаки, доставшиеся от бабушки. Обувь, словно фотография, способна напомнить о разнообразных событиях в нашей жизни. |
|