Готическая средневековая одежда
С завершением периода крестовых походов в тринадцатом-четырнадцатом столетиях совершается перераспределение господствующих классов — рыцарство, концентрируясь главным образом на турнирах и междоусобицах, прекращает задавать ключевой тон в культуре. Вырабатывается новоиспеченный идеал эстетики — изнеженный молодой человек, воин-поэт христианского романтизма с длинными волнистыми локонами, в костюме из бархата и шелка, походящем женский, постепенно вытесняет мужественного воина-монаха, чью одежду составляют грубые доспехи и шкуры. В костюме звучит вызов аскетизму романского периода, возникают невиданные до этого времени вычурность и эротизм. Мода данного периода все еще базируется на малоприлегающем крое и одежде в форме рубашек. В эпоху готики, вместе с возникновением короткой мужской одежды, совершается формирование новых форм женской длинной одежды, обширно распространяются разнообразные типы распашных нарядов. Но ключевое достижение портных той поры заключается в сотворении выкроек одежды, которая в точности подобает фигуре. До сих пор существует мнение, что готическую выкройку невозможно превзойти по точности. Возникновение бургундской моды происходит в середине пятнадцатого столетия. Облегающие и сковывающие телодвижения формы костюма, колоссальные свисающие рукава и длинные носки туфель, феерия головных уборов — пышность и эксцентричность бургундской моды — вызывают восторг европейской аристократии и служат эталоном для имитации вплоть до конца пятнадцатого столетия. В эпоху поздней готики в одежде возникают новые элементы — упелянд (верхняя одежда) и жакет. Повышается разнообразие распашных одежд. В узкой одежде застежки имеют не только функциональное значение — они делаются центральным аксессуаром и украшением, их число нередко избыточно. В женском костюме возникают первые корсеты с металлическими конструкциями, которые изменяют фигуры женщин и девушек до эталонных форм силуэта в соответствии с модой на беременность. Лиф делается совершенно малым вследствие моды на крупное декольте. Существенным социально-культурным явлением готического периода был карнавал. Семь дней в году лица и сословные различия прячутся под масками. Народ погружается в наслаждения и веселье с официального разрешения церкви. Чепец крузелер — тонкое белое полотно, окутывающее голову и образующее бесчисленные складки. Юбка с ниспадающими складками и продолжительным шлейфом. Мужчина одет в короткий пурпуэн с отрезной баской, обтягивающие чулки и мягкий головной убор, декорированный страусовым пером и медальоном. Мужская одежда Формирование мужского костюма в позднее средневековье совершается на базе двух силуэтов — свободного, расширенного вниз силуэта романского периода, и облегающего готического. Для последнего свойственна расширенная линия плеча, которая достигается за счет массивного присборенного оката рукава со специальным ватным валиком. Особенности мужского костюма предназначены для того, чтобы подчеркивать грудь и тонкую заниженную талию, которая украшается поясом. Прилегающая одежда в основном по длине достигает до середины бедра. Шоссы делаются более узкими и понемногу превращаются в штаны, состоящие из двух половин, не практически связанных друг с другом. Передняя часть штанов продолжат оставаться открытой. Впереди к ней крепится кусок ткани, который откидывается и сцепляется с ней булавками или тесемками. Данная деталь получает наименование «гульфик», или по-французски «браггет», в пятнадцатом столетии она является важной частью мужского костюма, а часто и основным украшением. Упелянд — верхняя одежда длиной до колен или до пола, которая одевается через голову, пришла на смену сюрко. Специфика упелянда состоит в его крое — «солнце». При надевании через голову образуется множество складок на груди, спине и рукавах, которые закладываются или нашиваются по фигуре и дополнительно стягиваются в поясе. Упелянд бытует весьма длительное время, до шестнадцатого века. Пурпуэн — одежда, ведущая свое начало от рыцарских доспехов, сильно обтягивает тело, создает выпуклый изгиб груди, делает мужскую талию тонкой, напоминающей девичью, а плечи широкими. Это короткая стеганая одежда с длинными узкими рукавами, формы которой имитируют латы. Для придания подстежки жесткости и формы внутрь одежды подкладывались уплотнители из отходов льна. Чулки нередко крепятся прямо к пурпуэну. Наиболее модной тканью является бархат. Вся мужская одежда этой эпохи, не считая тонкой льняной нижней рубашки, изготавливается из дорогостоящей парчи, шелка и шерсти. Эталон готического стиля в женском костюме представляет собой S-образную фигуру силуэт, которая образуется благодаря трансформированным пропорциям — верхняя часть тела уменьшается и приподнимается завышенной линией талии и низким декольте, а нижняя часть весьма удлиняется за счет многометрового шлейфа. Выразительный образ завершает головной убор с вуалью и острым концом, высота которого в различные времена составляет от 50 до 100 сантиметров. Длина и пропорции одежды становятся причиной возникновения особого стиля движений и походки — плавно, без резких движений и с большим достоинством. Формируется особый жест, свойственный той эпохе, — правой рукой держится подол верхнего платья. Сюрко, используемое как верхняя одежда, за счет особого кроя, большого декольте и отделки подчеркивает стройный силуэт. Отделка декольте представляет собой шалевидный воротник. Глубокий вырез на груди украшается вставкой из дорогостоящей ткани, зачастую прозрачной, в результате своего вида получившей сатирическое название «дьявольское окошко». Платье роб четырнадцатого века имеет маленький лиф с большим декольте во всю ширину плеч. Оно заканчивается сразу под грудью, откуда начинается широкая юбка с непременным шлейфом невообразимой длины. Основным декоративным компонентом платья являются рукава, которые могут быть как узкими с раструбом, прикрывающим большой палец руки, так и широкими, украшенными мехом, подшитыми парчой, контрастной тканью или аппликацией тканей разных фактур. Нередко рукава декорируются ажурной вырезкой в виде разнообразных узоров. В пятнадцатом веке в верхней одежде женщин возникает упелянд косого кроя, складки которого закладываются от центра талии спереди и формируют узор в виде усиливающихся лучей. Высокая линия талии обозначается поясом. Женский упелянд имеет две вариации фасонов. В первом случае он представляет собой цельнокроеный и широкий костюм с длинными широкими рукавами, во втором — отрезным по талии с юбкой, организованной несколькими клиньями. Головные уборы, прически Для готического костюма свойственно такое невероятное многообразие головных уборов, которого не знает ни один период. Фески, капюшоны, фригийские колпаки и соломенные, суконные и фетровые шляпы с разнообразной высотой тульи и величиной полей получают распространение наряду с франко-бургундскими новинками — чалмами, тюрбанами, беретами и шаперонами. Платок из белого полотна, плотно окутывающий лицо, подбородок, шею и грудь и создающий большое белоснежное пространство вокруг лица, в тринадцатом и четырнадцатом столетиях носит наименование барбетт. Разнообразные чепцы — как небольшие, так и фантастических размеров — шьются из прозрачных шелков и жестких тканей, драпирующихся на сложных каркасах. В четырнадцатом и пятнадцатом столетиях в Германии особенно популярен крузелер — полотняный чепец с частыми рядами складок-рюшей, обрамляющих лицо, плотно облегающий затылок. Еще одним своеобразным немецким головным убором был высокий чепец в форме капора с полями и спадающим сзади длинным концом, внешне схожим с косой. Бургундская мода формирует дамский чепец-эннин, который надевается к платью роб с широким декольте. Высокий эннин окутывается сверху продолжительным прозрачным покрывалом кувр-шеф, которое спускается на длинный шлейф платья. Для мужских причесок этой эпохи свойственны длинные локоны и небольшая волнообразная челка. Представительницы прекрасного пола носят тем-плеты — декоративные объемные височные украшения цилиндрической формы, крепящиеся на обруче. Завивка с помощью бигуди является типичным явлением как для женщин, так и для мужчин. Украшения, аксессуары Ключевым местом для модных аксессуаров в костюме служит пояс, где крепятся кошельки, ключи, четки, ножи в пышно украшенных ножнах, а также награды, драгоценные украшения и бубенцы. За поясом аристократы нередко носят перчатки из мягких тканей, замши или лайки, различной длины и богатства отделки. Ремесленники, воины и охотники пользуются для работы перчатками из кожи. В средневековье от массовых эпидемий погибает до 80% населения, и драгоценные камни считаются хорошим противоядием, поэтому их носят в виде массивных ожерелий на груди как средство защиты от болезней. В качестве украшений мужчины и представительницы прекрасного пола носят кольца, цепи с драгоценными подвесками и броши различных форм — чаще всего встречаются круглые, пятиугольные, а также имеющие форму различных звезд. |
|