Откуда приходит мода
Ну, не из Берлина же? И не из чопорного Лондона, где современные джентльмены осиротели без трости и цилиндра и как-то сразу утратили своё высокомерие. Непонятно, что имел в виду А.С. Пушкин, когда писал – «как денди лондонский одет.» Может быть «денди», по дороге в Петербург, заскочил в Париж и прикупил шмоток. И на продажу прихватил, мол, дорогу оправдать. А леди, с конца пятидесятых, запаковали себя в футляры плечистых пальто. И пытаются раскрыть секрет шляпки своей королевы. Испанцы привнесли в моду изменений, не более, чем в излюбленное зрелище закалывания быков на огороженном поле (напрашивается параллель с их футбольными успехами). И только итальянцы, потомки свирепых центурионов, готовы соперничать за пальму первенства в мировой моде. И все же, мода (как мы её понимаем сейчас) пришла из королевских дворцов Парижа. Французские короли, заложники собственных страстей и нищеты, любили не только красивых женщин, но и роскошь убранства. Расцветало высокое искусство стразов. Дешевый способ пустить пыль в глаза. Мода была приоритетом сильных мира. Она могла быть нелепой и курьёзной. Но она диктовалась, в прямом смысле слова. Мальчика, который бы крикнул: Король голый! – не было. Или его, уже давно, бросили в Бастилию за оскорбление короля, и по достижению совершеннолетия казнили, чтобы не смущал народ. Мода, как и любая идеология спускалась сверху и определяла стиль одежды и жизни. Докатившись до России, она брила бороды, определяла высоту прически и пыталась затянуть в свою тугую корсетность пышные телеса купчих. Мода – это «двуликий Янус.» Высокая мода богемы и тугих кошельков, стремится к эксклюзивной неповторимости и ценовой запредельности. Одинаковость принимается здесь, как личное оскорбление, и всё, что выходит за пределы узкого круга перестаёт быть модным. Мода масс — бледная искаженная тень старшей сестры. Она штампуется в промышленных масштабах и управляет коллективным сознанием. Она требует: «Будь как все! Это модно и стильно.» Она пристально наблюдает за соблюдением навязанного дрескода, на вхожесть в общество. Её девиз – «Кто не снами, тот не достоин!» Мода давно переросла свои изначальные формы. Из разряда внешней атрибутики она перешла в область массового сознания. Она объединяет и разделяет людей на сообщества, группы и подгруппы. Она определяет нравственные ценности и приоритеты. Но в основе её непостоянство и изменчивость. Следовать моде значит меняться самому. Меняться неосознанно и беспринципно, только для того, чтобы быть в теме, чтобы (не дай Бог!) не оказаться в числе лузеров. В этой гонке можно растерять свою самость и прийти к финалу пустой оболочкой. А, в прочем, «каждому своё». И всё же, откуда приходит мода? |
|