Византийский костюм
Костюм Византии формируется под воздействием античной одежды Римской империи и являет собой синтез обычаев римской и восточной одежды. Гармония человеческой фигуры остается в античной эпохе. В Византии тело скрупулезно скрывается под одеждой, а интерес художников концентрируется на лице. В картинах художников Византии лицо отличается удлиненным овалом, крупными глазами и малым ртом, отмечается высокий лоб. Византийскую культуру объявленного аскетизма определяет противоположенная ему непомерная роскошь ритуалов церкви. В одежде священников применяются дорогостоящие ткани и украшения. Главные разновидности античной верхней одежды делаются частью церковного одеяния — римская туника у византийцев получает наименование далматика, тоге соответствует касула. Возникают новые формы костюма примитивного покроя, главная функция которого — придавать фигуре человека бесплотные очертания. Массивный силуэт прячет природные формы, вертикальные линии, не имеющие складок, делают одежду монументальной. Украшения размещаются по горизонтальной линии, начиная с воротника — оплечья — и заканчивая каймой подола, сообщая внешнему виду некую константность. Головной убор визуально увеличивает голову. Византийский костюм во многом воздействует на костюмы Средневековья, принятые в Европе, он находит свое продолжение в костюмах Древней Руси. Мужская одежда Римские одежды византийцев дополняются богатыми восточными элементами, многообразием цветов и блестящих тканей. В отделке наличествуют христианские символы, узоры и орнамент. Длинная рубаха-юбка, напоминающая греческий хитон или римскую тунику — ключевой элемент костюма византийцев, она получает другие формы, ее поверхность не имеет складок, возникают рукава, нередко длинные и суженные книзу. Штаны как род одежды византийцы перенимают с Востока, они состоят из двух отдельных половин и крепятся к поясу тесемками. Длина штанов может быть разной: от коротких по колено до длинных по щиколотку, в другом варианте это чулки с полной носочной частью. Римский плащ пенула у византийцев не исчезает, а кроме того, превращается в далматику — верхнюю одежду из парчи, возникают капюшоны. Женская одежда Женская одежда имеет много слове: длинная, доходящая до ступней нижняя туника стола с узкими обтягивающими рукавами, украшенными каймой на запястье, восполняется верхней, с широкими распахнутыми рукавами. Жесткий плащ заканчивает образ и делает фигуру статичной, имеющей треугольную форму. Плащ накидывается на плечи со спины, а впереди концы скрещиваются и откидываются назад. Отделка богата орнаментами и элементами декора — признаками сословных отличий. Римская пенула с отверстием для головы попадается в одежде женщин из знати. В резульатет фигура женщины становится конусообразной: одежда непроницаемо прилегает к шее и скрывает все тело. Длинный платок мафорий, закрывающий голову, дополняет строгий аскетичный вид византийской представительницы прекрасного пола. Мафорий как символ Богородицы нередко изображается на иконах святых и представляет собой образец христианской эстетики. Одежда низших сословий шьется из более дешевых тканей, но имеет те же формы, лишь приспособленные для работы в быту. Императорский костюм Верхней одеждой императора и знати служил плащ-мантия, имеющий застежку на плече, пышную отделку и четырехугольный символ высшей власти — таблион, который нашивался на плащ спереди и сзади, кромки плаща декорируются богатой каймой. Позже, в девятом столетии, придворные Византии стали носить узкую накидку, совершенно скрывающую руки. Широкий длинный шарф лорум из золотой парчи с драгоценными украшениями и оплечье-воротник круглой формы, декорированный золотом, перерождаются в нарамник, надеваемый через голову. Этот компонент царского костюма встречается и у русских бояр и царей. Костюмы византийского двора можно увидеть на превосходной мозаике храма Сан-Витале в Равенне, которая дошла до наших дней с середины VI в. до н.э. Обувь Византийская обувь подразделялась на мягкие сапоги, подвязанные тонкими кожаными ремешками ниже колен, а также закрытые сандалии, имеющие высокую шнуровку. В мужской обуви остаются линии римских сандалий времен арнтичности. Представительницы прекрасного пола носят полусапожки с типичной полукруглой выемкой разнообразных цветов с вышивкой. Обувь императора и императрицы выделяется пышной отделкой. Пурпурный и зеленый цвета обуви могут носить только представители высшей знати. |
|