Что такое эмоциональное обслуживание и как его избежать?
Эмоциональное обслуживание – это такой способ взаимодействия между двумя субъектами, при котором один из них старается быть милым, приятным и удобным для другого, независимо от своих чувств и желания. Например, встретились два однокурсника Маша и Дима, и парень почти полчаса рассказывал девушке о своих проблемах по учебе. А Маша улыбалась, подбадривала и старалась всячески поддержать Диму, хотя, на самом деле, его проблемы были ей абсолютно неинтересны и, вообще, она торопилась домой, а после этого длинного и нудного разговора у нее разболелась голова. Эмоциональное обслуживание очень легко отличить от нормального общения между людьми тем, что вынужденный эмоционально обслуживать другого субъект не испытывает никакого желания вести себя излишне улыбчиво и позитивно, не хочет заинтересованно слушать и говорить комплименты, однако по каким-то свои внутренним причинам считает себя обязанным делать это. Почему люди занимаются эмоциональным обслуживанием? Почему условная Маша из примера выше не может прекратить разговор с Димой, вежливо попрощаться и уйти? Причины этого могут быть разнообразны. Кого-то пугает перспектива того, что, постоянно отказывая людям в эмоциональном обслуживании, останется совсем без друзей, поэтому и подстраивается под окружающих. Кто-то не может прямо отказаться от неприятного общения, так как боится столкнуться с агрессией и грубостью. Кто-то считает, что именно такое поведение является нормой, а не улыбнуться на комплимент даже от неприятного мужчины, попросту невежливо. А кто-то даже не представляет себе, что нормальное общение может быть комфортным для всех участников. Очень важно уметь отличать эмоциональное обслуживание от обычного взаимодействия хорошо относящихся друг к другу людей, которое не несет в себе большого негатива. Сегодня Маша поддержала Катю, которая почти весь вечер жаловалась ей на своего парня, а завтра Катя постаралась успокоить Машу, беспокоящуюся из-за проблем с учебой. Обе девушки знают, что при необходимости каждая из них сможет обратиться за помощью к другой и стараются поддерживать друг друга. Такая психологическая поддержка, помощь, забота и желание порадовать вполне естественны для близких людей (друзей, родственников, супругов, родителей и ребенка) и, разумеется, не несет в себе ничего негативного. Когда же общение превращается в эмоциональное обслуживание (ЭО) ? Для ЭО характерны несколько признаков, позволяющих безошибочно отличить его нетоксичного общения.
Эмоциональное обслуживание мужчинНаиболее часто эмоциональное обслуживание встречается в коммуникациях между мужчиной и женщиной, так как в традиционном обществе именно женщинам приписывается роль милой, понимающей, деликатной, улыбающейся, услужливой и мягкой, тогда как парням нередко прощается не только угрюмость и молчаливость, но даже и некоторая грубоватость. Конечно, улыбаться, радоваться окружающему миру и быть как-то по-своему милой с близкими людьми – это здорово. Однако общество почему-то часто забывает, что все мы люди и женщина – это вовсе не биоробот с заданными настройками, и ей может быть совсем не до улыбок или флирта. Усталость, головная боль, неприятности на работе или со здоровьем и прочие проблемы могут заметно испортить настроение и избавить от желания улыбаться. Впрочем, желающих эмоционального обслуживания мужчин это не волнует и требовательное «Девушка! Вы что какая грустная? Улыбнитесь!» можно услышать не только от коллеги или соседа, но и от совершенно незнакомого случайного парня на улице. Нередко требование ЭО от женщин маскируется под служебные обязанности, согласно которым она обязана общаться с клиентами тепло и приветливо. И при этом, почему-то не учитывается то, что, к примеру, женщина-оператор в банке, действительно, обязана выслушать клиента и предоставить ему необходимую информацию, однако отнюдь не должна улыбаться ему в ответ на сомнительный комплимент. Все написанное выше, конечно же, не означает, что любой комплимент мужчины, на который женщина ответила улыбкой, является эмоциональным обслуживанием. Ведь многие женщины совершенно искренне радуются комплиментам и вниманию мужчин. Но все-таки нужно помнить, что получение удовольствия от флирта вовсе не является обязанностью женщины. Нередко эмоциональное обслуживание мужчин настолько глубоко внедряется в сознание женщины, что она может даже не осознавать того, что делает что-то не из-за того, что она этого хочет, а из-за стремления столкнуться с негативным отношением. Например, привычно идут мыть посуду после корпоратива, утверждая, что им просто нравится ухаживать за «нашими любимыми мужчинами». Однако стоит немного задуматься, и выяснится, что они просто избегают конфликтов, которые неизбежно возникнут, если попросить привычно избегающих обязанностей по уборке коллег помыть посуду самим. Часто в сознание женщин настолько внедрена идея обслуживания трудоспособных здоровых людей, что они даже не задумываются над своими действиями и угождают мужчинам, просто потому что так надо. Впрочем, большая часть мужчин не являются агрессорами постоянно требующими от женщин определенного поведения и абсолютно нейтрально отнесутся к коллеге женского пола, находящейся в равнодушно-спокойном настроении. Зато непривыкшие к отсутствию эмоционального обслуживания мужчины реагируют на его отсутствие крайне агрессивно. В зависимости от ситуации, они могут начать требовать от женщины должного поведения любыми способами:
Разумеется, действия агрессора зависят от ситуации, и если вашему коллеге вряд ли придет в голову ударить вас за то, что вы недостаточно широко ему улыбнулись, муж, сожитель или парень девушки может оказаться более грубым. И нередко ссоры между супругами или любовниками начинаются тем, что женщина, по мнению мужчины, ведет себя недостаточно услужливо и мило. Другие виды эмоционального обслуживанияЭмоциональное обслуживание встречается не только в общении между мужчиной и женщиной, хотя именно в межгендерном взаимодействии оно проявляется особенно ярко. Однокурсница, требующая объяснить сложный материл, потому что «ты все равно лучше понимаешь», знакомая, считающая, что вы обязаны ежедневно выслушивать все ее жалобы на жизнь, дальняя родственница, уверенная, что лучше вас знает, как вам жить, начальница, вынуждающая вести с ней разговор в заискивающей форме, – все это примеры токсичного поведения, способного не только испортить настроение, но и вогнать в длительную депрессию. Именно поэтому очень важно уметь определять, когда человек ведет себя токсично, и либо полностью прерывать с ним все общение, либо – если это невозможно – сводить его к минимуму. К сожалению, очень часто полное прекращение контакта с человеком невозможно, так как вы учитесь с ним в одной группе или работаете в одном офисе и не собираетесь увольняться. Тем не менее, даже при необходимости ежедневного общения с таким агрессором, вы можете научиться отказывать в эмоциональном обслуживании, сделав тем самым свою жизнь более комфортной. Как избежать эмоционального обслуживания?
Все эти правила помогут вам снизить количество токсичного общения в вашей жизни. Однако учтите, что придерживаться их необходимо только с теми людьми, которые явно вам неприятны и постоянно пытаются давить на вас. Очень часто эмоциональное обслуживание представляет собой взаимовыгодное явление. Муж подстроился под жену и приготовил ей ванную, чтобы она могла расслабиться и отдохнуть, хотя собирался сразу же заняться с ней сексом после работы, а жена успокоила его после того, как пришел домой раздраженный из-за работы, хотя до этого планировала смотреть сериал. Света пошла с Леной на малоинтересную для нее выставку, чтобы подруге было не так скучно. А Лена выслушала жалобы Светы на плохое здоровье. Соседка, зайдя за солью, чуть ли не полчаса ругала постоянно поднимающиеся цены в магазине, но зато и вы смогли пожаловаться на свое начальство. Такое взаимодействие между людьми вполне нормально и не приносит никому вреда. Ненормально лишь поведение тех, кто требует от окружающих подстраиваться под его желания, не обращая внимания на их самочувствие и настроение. |
|