Открыть меню

Что такое эмоциональное обслуживание и как его избежать?

  1. Эмоциональное обслуживание мужчин
  2. Другие виды эмоционального обслуживания
  3. Как избежать эмоционального обслуживания?

Эмоциональное обслуживание – это такой способ взаимодействия между двумя субъектами, при котором один из них старается быть милым, приятным и удобным для другого, независимо от своих чувств и желания.

Например, встретились два однокурсника Маша и Дима, и парень почти полчаса рассказывал девушке о своих проблемах по учебе. А Маша улыбалась, подбадривала и старалась всячески поддержать Диму, хотя, на самом деле, его проблемы были ей абсолютно неинтересны и, вообще, она торопилась домой, а после этого длинного и нудного разговора у нее разболелась голова.

Эмоциональное обслуживание очень легко отличить от нормального общения между людьми тем, что вынужденный эмоционально обслуживать другого субъект не испытывает никакого желания вести себя излишне улыбчиво и позитивно, не хочет заинтересованно слушать и говорить комплименты, однако по каким-то свои внутренним причинам считает себя обязанным делать это.

Почему люди занимаются эмоциональным обслуживанием? Почему условная Маша из примера выше не может прекратить разговор с Димой, вежливо попрощаться и уйти?

Причины этого могут быть разнообразны. Кого-то пугает перспектива того, что, постоянно отказывая людям в эмоциональном обслуживании, останется совсем без друзей, поэтому и подстраивается под окружающих. Кто-то не может прямо отказаться от неприятного общения, так как боится столкнуться с агрессией и грубостью. Кто-то считает, что именно такое поведение является нормой, а не улыбнуться на комплимент даже от неприятного мужчины, попросту невежливо. А кто-то даже не представляет себе, что нормальное общение может быть комфортным для всех участников.

Очень важно уметь отличать эмоциональное обслуживание от обычного взаимодействия хорошо относящихся друг к другу людей, которое не несет в себе большого негатива.

Сегодня Маша поддержала Катю, которая почти весь вечер жаловалась ей на своего парня, а завтра Катя постаралась успокоить Машу, беспокоящуюся из-за проблем с учебой. Обе девушки знают, что при необходимости каждая из них сможет обратиться за помощью к другой и стараются поддерживать друг друга.

Такая психологическая поддержка, помощь, забота и желание порадовать вполне естественны для близких людей (друзей, родственников, супругов, родителей и ребенка) и, разумеется, не несет в себе ничего негативного.

Когда же общение превращается в эмоциональное обслуживание (ЭО) ? Для ЭО характерны несколько признаков, позволяющих безошибочно отличить его нетоксичного общения.

  1. Необходимость затрачивать эмоциональные (выслушивание длительных нудных жалоб от малознакомого человека – коллеги, случайно встречного соседа, однокурсника), интеллектуальные (подробное объяснение учебного предмета или нюансов в работе человеку, который в силах получить информацию сам) или психологические (улыбки комплиментам от неприятного человека, поддерживание неприятного разговора) усилия в ущерб собственным интересам.
  2. Поведение, имеющее целью получить одобрение, стать своей, избежать вербальной или даже физической агрессии.
  3. Отсутствие двусторонней связи: все ваши чувства, усталость, нежелание флиртовать или обсуждать определенную тему игнорируются.

Эмоциональное обслуживание мужчин

Наиболее часто эмоциональное обслуживание встречается в коммуникациях между мужчиной и женщиной, так как в традиционном обществе именно женщинам приписывается роль милой, понимающей, деликатной, улыбающейся, услужливой и мягкой, тогда как парням нередко прощается не только угрюмость и молчаливость, но даже и некоторая грубоватость.

Конечно, улыбаться, радоваться окружающему миру и быть как-то по-своему милой с близкими людьми – это здорово. Однако общество почему-то часто забывает, что все мы люди и женщина – это вовсе не биоробот с заданными настройками, и ей может быть совсем не до улыбок или флирта. Усталость, головная боль, неприятности на работе или со здоровьем и прочие проблемы могут заметно испортить настроение и избавить от желания улыбаться. Впрочем, желающих эмоционального обслуживания мужчин это не волнует и требовательное «Девушка! Вы что какая грустная? Улыбнитесь!» можно услышать не только от коллеги или соседа, но и от совершенно незнакомого случайного парня на улице.

Нередко требование ЭО от женщин маскируется под служебные обязанности, согласно которым она обязана общаться с клиентами тепло и приветливо. И при этом, почему-то не учитывается то, что, к примеру, женщина-оператор в банке, действительно, обязана выслушать клиента и предоставить ему необходимую информацию, однако отнюдь не должна улыбаться ему в ответ на сомнительный комплимент.

Все написанное выше, конечно же, не означает, что любой комплимент мужчины, на который женщина ответила улыбкой, является эмоциональным обслуживанием. Ведь многие женщины совершенно искренне радуются комплиментам и вниманию мужчин. Но все-таки нужно помнить, что получение удовольствия от флирта вовсе не является обязанностью женщины.

Нередко эмоциональное обслуживание мужчин настолько глубоко внедряется в сознание женщины, что она может даже не осознавать того, что делает что-то не из-за того, что она этого хочет, а из-за стремления столкнуться с негативным отношением.

Например, привычно идут мыть посуду после корпоратива, утверждая, что им просто нравится ухаживать за «нашими любимыми мужчинами». Однако стоит немного задуматься, и выяснится, что они просто избегают конфликтов, которые неизбежно возникнут, если попросить привычно избегающих обязанностей по уборке коллег помыть посуду самим.

Часто в сознание женщин настолько внедрена идея обслуживания трудоспособных здоровых людей, что они даже не задумываются над своими действиями и угождают мужчинам, просто потому что так надо.

Впрочем, большая часть мужчин не являются агрессорами постоянно требующими от женщин определенного поведения и абсолютно нейтрально отнесутся к коллеге женского пола, находящейся в равнодушно-спокойном настроении.

Зато непривыкшие к отсутствию эмоционального обслуживания мужчины реагируют на его отсутствие крайне агрессивно. В зависимости от ситуации, они могут начать требовать от женщины должного поведения любыми способами:

  • просить и канючить («Улыбнись! Ты же девушка!»),
  • открыто требовать демонстрации позитивных эмоций («А ты чего такая кислая? Случилось чего? Правда все нормально, или говорить не хочешь? Ну раз все хорошо, давай, улыбнись!»),
  • сравнивать с другими, напоминая о социальных требованиях к женщинам («Что ты постоянно как сыч какой-то! Вон, Светка, всегда улыбается»),
  • и даже перейти к физическому насилию.

Разумеется, действия агрессора зависят от ситуации, и если вашему коллеге вряд ли придет в голову ударить вас за то, что вы недостаточно широко ему улыбнулись, муж, сожитель или парень девушки может оказаться более грубым. И нередко ссоры между супругами или любовниками начинаются тем, что женщина, по мнению мужчины, ведет себя недостаточно услужливо и мило.

Другие виды эмоционального обслуживания

Эмоциональное обслуживание встречается не только в общении между мужчиной и женщиной, хотя именно в межгендерном взаимодействии оно проявляется особенно ярко. Однокурсница, требующая объяснить сложный материл, потому что «ты все равно лучше понимаешь», знакомая, считающая, что вы обязаны ежедневно выслушивать все ее жалобы на жизнь, дальняя родственница, уверенная, что лучше вас знает, как вам жить, начальница, вынуждающая вести с ней разговор в заискивающей форме, – все это примеры токсичного поведения, способного не только испортить настроение, но и вогнать в длительную депрессию.

Именно поэтому очень важно уметь определять, когда человек ведет себя токсично, и либо полностью прерывать с ним все общение, либо – если это невозможно – сводить его к минимуму.

К сожалению, очень часто полное прекращение контакта с человеком невозможно, так как вы учитесь с ним в одной группе или работаете в одном офисе и не собираетесь увольняться. Тем не менее, даже при необходимости ежедневного общения с таким агрессором, вы можете научиться отказывать в эмоциональном обслуживании, сделав тем самым свою жизнь более комфортной.

Как избежать эмоционального обслуживания?

  1. Прежде всего, необходимо научиться лучше рефлексировать свои чувства и понимать, почему общение с тем или иным человеком вызывает у вас раздражение, злость, обиду, тоску и прочие неприятные эмоции. При этом, надо уметь честно признаться себе: «Да, парень явно вел себя слишком нахально, требуя от меня быть хорошей девочкой и чаще улыбаться, а я, притворилась веселой, хотя мне этого не хотелось, поддавшись на его уговоры, так как не хотела раздувать из ситуации конфликт». Или «Я стараюсь быть как можно более милой и приятной, так как боюсь, что иначе меня не примут в коллектив, хотя, на самом деле, эти люди, в общем-то, не очень мне и приятны».
  2. Примите то, что вы не обязаны быть для кого-то удобной и милой, часами выслушивать про чужие проблемы, делать за кого-то его работу да и мыть чашки за коллегами-мужчинами вы тоже не должны. Нет, впадать в другую крайность и грубить всем подряд не нужно. Однако и вести неинтересный вам разговор или улыбаться, когда у вас тяжело на душе, вы тоже не обязаны. Достаточно спокойной, нейтральной вежливости.
  3. Не стыдитесь того, что вам грустно, тревожно, скучно, и не извиняйтесь за ваше плохое настроение.
  4. Если общение с кем-то вызывает у вас дискомфорт, но вы не уверены, виноват ли в этом человек или это ваши личные заморочки, попробуйте отзеркалить ситуацию. Коллега попросила вас доделать ее отчет, пока она сбегает в магазин, а согласится ли она вам помочь в ответ на аналогичную просьбу? Парни из соседнего отдела регулярно просят вас прихватить им вкусняшек из столовой, ведь «все равно туда идешь», а сами они хотя бы раз заносили вам что-то? Сожитель просит вас принарядиться и накраситься, чтобы произвести впечатление на его друзей, которые собираются к вам в гости, а будет ли он также гостеприимен и приветлив с зашедшими к вам подругами?
  5. Приучайте себя отказаться от наигранного позитива и желания всеми силами выглядеть милой. Необязательно отвечать на флирт, если вам грустно, необязательно улыбаться, если вам этого не хочется, необязательно поддерживать длинный неинтересный разговор. На работе достаточно вести себя вежливо и корректно.
  6. Если у вас достаточно близкие отношения с человеком, то иногда бывает достаточно просто честно говорить о своих чувствах. Нормальный муж поймет, что вы устали на работе и не хотите смотреть с ним веселый фильм, перебрасываясь шуточками. Хорошая подруга не станет уговаривать вас пойти в клуб, если вы этого не хотите. Знакомый не станет грузить вас своими проблемами, если увидит, что вам не до них.
  7. Если же, несмотря на ваши попытки отказаться от эмоционального обслуживания агрессор продолжает требовать его от вас определенного поведения, и вы чувствуете, что это доставляет вам явный дискомфорт, начните открыто противостоять его неприятным вам действиям. Игнорируйте все попытки вывести вас за рамки делового общения на работе. Вежливо прощайтесь в ответ на попытки втянуть в вас в длинный ненужный разговор. И не притворяйтесь веселой в глазах у мужа, если вы устали или вам плохо.
  8. Некоторые мужчины требуют эмоционального обслуживания, изначально настроившись на конфликт: они пытаются продавить окружающих им женщин на удобное им поведение и, столкнувшись с нежеланием подстраиваться под них, начинают вести себя крайне агрессивно. Оцените, насколько безопасным является общение с ними, и если вы видите, что его агрессия может перейти в невербальную форму, дистанцируйтесь от такого человека немедленно.

Все эти правила помогут вам снизить количество токсичного общения в вашей жизни. Однако учтите, что придерживаться их необходимо только с теми людьми, которые явно вам неприятны и постоянно пытаются давить на вас. Очень часто эмоциональное обслуживание представляет собой взаимовыгодное явление.

Муж подстроился под жену и приготовил ей ванную, чтобы она могла расслабиться и отдохнуть, хотя собирался сразу же заняться с ней сексом после работы, а жена успокоила его после того, как пришел домой раздраженный из-за работы, хотя до этого планировала смотреть сериал.


Света пошла с Леной на малоинтересную для нее выставку, чтобы подруге было не так скучно. А Лена выслушала жалобы Светы на плохое здоровье.


Соседка, зайдя за солью, чуть ли не полчаса ругала постоянно поднимающиеся цены в магазине, но зато и вы смогли пожаловаться на свое начальство.

Такое взаимодействие между людьми вполне нормально и не приносит никому вреда. Ненормально лишь поведение тех, кто требует от окружающих подстраиваться под его желания, не обращая внимания на их самочувствие и настроение.


  • Оставьте свой комментарий * Заполните оба поля