Открыть меню

Психология и смысл фильма "Москва слезам не верит"

"Москва слезам не верит" – пожалуй, один из самых популярных фильмов советского кинематографа, который любят люди самого разного возраста.

Смысл фильма достаточно прост: три 20-летние подруги приехали в Москву в поисках своего счастья. Для своего времени фильм достаточно феминистичен: девушки стремятся не только найти мужа и создать семью, но и пытаются поступить в вуз, найти хорошую работу.

В центре фильма – судьба Катерины, которая, поддавшись влиянию подруги Людмилы, сначала совершает ошибку, которая в дальнейшем воздействует на всю ее жизнь. Она обманывает «Рудика», выдав себя за дочь профессора, а, оказавшись беременной, в результате его соблазнения (впрочем, некоторые современные психологи уверяют то, что в фильме показано настоящее изнасилование) вынуждена рожать и растить дочь в одиночестве.

Впрочем, смысл фильма "Москва слезам не верит" таков, что все люди рано или поздно находят свое счастье. Катерина находит его, возвращаясь домой от подруги, в электричке, в лице Гоши – простого, но принципиального слесаря.

И вот тут-то и начинается история их отношений, полная предрассудков и взаимных недопониманий.

Вообще, герой фильма "Москва слезам не верит" Гоша - один из самых противоречивых персонажей советского кинематографа. Сначала женщины его обожали. Потом внезапно возненавидели. Потом и вовсе стали относится презрительно. До сих пор Гоша, он же Гога, вызывает многочисленные споры на женских форумах.

Кто-то называет его абьюзером (уж эта пресловутая фраза "И запомни, что все и всегда я буду решать сам, на том простом основании, что я – мужчина"), кто-то, напротив, уверяет, что за таким мужиком как за каменной спиной.

Однако почему-то немногие спорщики да и даже кинокритики вспоминают о нем такую жуткую вещь, которая, пусть и неявно, но отображена в фильме.

Гоша – потенциальный алкоголик, которому достаточно небольшой жизненной неурядицы, чтобы уйти в запой. В фильме это показано в эпизоде, когда Гоша "накачивается" у себя в квартире после расставания с Катериной.

Гоша после расставания с Катериной

Бутылок, как видите, очень много, и это отнюдь не лимонад.

Впрочем, кто-то может возразить, что Гоша отреагировал подобным образом, потому что был по-настоящему влюблен. Не бежать же ему срочно знакомится с другими женщинами как тру-пикапер.

Однако ничто не мешало ему удариться в спорт (турники, бег и отжимания были доступны и в Советском Союзе) или "зарыться" в книги (у Гоги, к его чести, их достаточно много). Наверное, бы так сделал любой современный уважающий себя мужчина, ведь мир изменился и толерантность к алкоголю все более снижается.

Но Гога, видимо, не мог иначе. Видимо, в советское время бороться с несчастной любовью при помощи самообразования или спорта было как-то не принято.

Тем не менее, несмотря на противоречивость этого Гоши, он же Гоги, нельзя не признать, что есть в нем черты, которые вполне способны привлечь многих женщин. Особенно показателен в этом плане один момент, который почему-то очень не любят некоторые феминистки.

Речь идет об эпизоде, когда главный герой два часа стоит у подъезда, чтобы дождаться Катерину.

"Маньяк! - могут закричать те, кому всегда хочется выставить мужчину агрессором, а женщину жертвой. - Сталкер! Абьюзер!"

Но позвольте, а что еще должен был сделать Гоша, чтобы вновь встретиться с понравившейся ему женщиной?

Номер телефона он не спросил, социальных сетей, где можно найти всех-всех-всех, тогда не было, мессенджеров тоже. Что еще ему оставалось делать?

В советское время подождать понравившуюся женщину возле ее дома с целью вновь увидеть ее и заговорить с ней вполне нормальный поступок. Вот если бы Катерина твердо заявила бы, что она не желает никакого знакомства, а Гога начал бы ее преследовать, это был бы сталкинг. Это было бы похоже на поведение маньяка.

Но Катерина сразу дала понять, что она не против общения. Поэтому, по сути, поступок Гоши именно что по-хорошему мужской: ему понравилась женщина, и он сделал все, что мог для того, чтобы продолжить знакомство. И юлить и врать не стал (якобы случайно оказался в районе) – он честно и прямо сообщил о своем намерении продолжить знакомство. Это как-то подкупает. Подкупила подобная честность и Катерину.

Смысл фильма "Москва слезам не верит" довольно прост: если честно трудиться и не воспринимать мужчину как социальный лифт, рано или поздно каждую ждет то самое "женское счастье". Скромная Антонина нашла свою судьбу довольно легко. Людмила, воспринимающая Москву как огромную лотерею, так и не смогла этого сделать.

А Катерине, совершившей ошибку в юности, пришлось пройти немалый путь, прежде чем она встретила мужчину, которого взаимно полюбила. Вот только небольшая "трагедия" в конце фильма сводит на нет весь его смысл. Почему карьера Катерины показана как нечто, препятствующее женскому счастью, а не как что-то способствующее ему?

Вроде как трудись-не трудись, но для мужчины будет лучше, если твоя зарплата так и будет меньше, чем у него? А как же саморазвитие, как же стремление внести свой вклад в общество и сделать тогда еще Советскую страну лучше? По мнению создателей фильма, все это только мешает женскому счастью?


  • Оставьте свой комментарий * Заполните оба поля