Открыть меню

Интерсекциональный феминизм

Интерсекциональный феминизм («интерсек») – появившееся в 1960—1970-х годах и получившее распространение в России в 2010-х ответвление феминизма, базирующееся на теории пересечения, согласно которой все существующие дискриминации взаимосвязаны между собой и представляют единую систему. Говоря проще, интерсекциональные феминистки считают, что каждая женщина в мире угнетена не только по признаку своего пола, но и может быть дискриминирована и по другим причинам – из-за своей национальности, вероисповедания, наличия/отсутствия семьи, материального положения, состояния здоровья и т.д. Подобное разнообразие дискриминаций делает опыт каждой женщины уникальным, поэтому и бороться за ее права необходимо с учетом ее особенностей.

История интерсекционального феминизма

Интерсек берет свое начало от так называемого черного феминизма – движения афроамериканок, которые сочли белых женщин излишне привилегированными и, как следствие, неспособными понять их проблемы. По мнению сторонниц черного феминизма, фемдвижение слишком долго занималось проблемами исключительно белых женщин с хорошей работой и высшим образованием, имеющих семью и детей. В результате борьба за права, если и происходила, то учитывала интересы только среднестатистических женщин, которые и так имели большее количество привилегий, по сравнению с более угнетенными афроамериканками.

Со временем идеи черного феминизма переросли в разделение движения на множество «феминизмов», каждый из которых изучает дискриминацию и отстаивает права отдельных групп женщин – малоимущих, многодетных, инвалидов, трансексуалок и даже BDSM-щиц (см. сексуально-либеральный феминизм), а также многих других групп, что впоследствии и переросло в интерсекциональность.

В Россию интерсекциональный феминизм пришел практически полностью скопированным у западных единомышленниц без учета местных особенностей и особой популярности не приобрел. Встретить интерсекционалок можно только в нескольких немногочисленных группах в социальной сети «ВКонтакте», откуда они особо и не выходят, в отличие от тех же «радикалок» из паблика «Куны не нужны», прославившихся набегами на сообщества самого разнообразного толка.

Критика интерсекционального феминизма

Интерсекциональный феминизм сразу же подвергся критике радфем, которые считают, что данное движение способствует только разобщению женщин, так как, во-первых, отрицает общеженский опыт, и, во-вторых, приводит к противопоставлению разных групп женщин друг другу. По мнению радфем, именно «интерсечки» виноваты в том, что активное освободительное движение за права женщин середины XX распалось на множество отдельных течений, участницы которых только меряются угнетениями.

Интерсекционалистки пытаются объединить феминизм с множеством других движений – ЛГБТ, веганизмом, антифашизмом, антирасизмом, в результате чего самая главная цель – борьба за права женщин – смещается куда-то на периферию и о самих женщинах никто и не вспоминает. В интерсекциональных сообществах часто встречается обсуждения культурной апроприации, трансфобии, современных масс-медиа, переводы с иностранных источников. Все это приводит к отдаленности интерсекционального феминизма от существующих реалий России и близлежащих стран, и вряд ли сможет заинтересовать обычных рядовых женщин.

Зачастую при взгляде на интерсекциональных феминисток создается впечатление, что их целью является обнаружение как можно большего числа дискриминаций, чтобы им было обо что «угнетнуться». Технарский шовинизм (шутки про гуманитариев), дискриминация людей без сексуального опыта, веганов, «сов», левшей и матерящихся (из тех, кто «матом не ругается, а на нем говорит») – это лишь краткий список дискриминаций, с которыми планируют бороться феминистки третьей волны. При этом, согласно теории пересечений, борьба с каждым видом угнетения является значимым для создания свободного общества. Не существует малозначимой социальной борьбы и каких-либо «первоочередных» и «второстепенных» проблем, настолько они взаимосвязаны друг с другом. Вот только «борьба» феминисток пока ограничивается только сидением в пабликах ВКонтакте и на Тамблере. Впрочем, может оно и к лучшему.


  • Оставьте свой комментарий * Заполните оба поля