Детские провокации
Известный в ученых кругах детский доктор психиатр-психоаналитик делает попытки снять с матери моральный запрет на проявления негативного отношения к своему ребенку, чтобы она смогла по-настоящему любить его. Мать должна переживать негативные эмоции по отношению к своему чаду, не проявляя его ни в каких своих поступках. Коль скоро она из страха перед собственными вероятными ответными действиями не может обнаружить вид проявления для такой своей агрессивности, когда чадо ее обидит, то ей приходится прибегать к своеобразному мазохизму и именно на этом и базируется ложная мысль об естественном мазохизме женщин. Самое замечательное в матери – заложенная в ней способность претерпевать очень сильную боль, доставляемую ее ребенком, и настолько же жестко его в данный временной отрезок ненавидеть, не давая ему, при этом, прочувствовать это. Мать поступает так в надежде на определенное вознаграждение в будущие годы, даже если этого вознаграждения и не последует. Известный у специалистов поведенческий момент у нелюбимых детей: они до тех пор “достают” родителей различными нарушениями установленных правил нормального поведения, пока не определят их душевные барьеры терпения, за которыми последует, в частности, агрессивный срыв. Возможно, все это делается оттого, что большинство родителей непоследовательны в своих словах и поступках, или, может быть, потому, что эти чада уже не могут убедить себя, что их можно любить взаправду. Или просто они не знают, как побороть свои детские страхи, ведь родители не хотят им помочь. Такая провокация, намеренная детская агрессия и следующая вслед за ней реакция воспитателя освобождают девочку или мальчика от каких-либо сомнений не предмет того, а каков на самом деле противостоящий ему человек. При том это освобождает девочку или мальчика и от опасений выражать свои разрушительно-негодующие чувства в поступках. Компьютерные игры в бои представляют сами по себе одну из такого рода провокаций, предлагая вместе с этим массу возможностей. Они возникают не только в том, что погруженный в игру перемещается в отдаленные парсеки вселенского пространства, но и в формировании иллюзии вселенской силы: весь мир умещается на экране компьютера, а для его завоевания достаточно легкого шевеления руки. Чувства огромной мощи и отсутствия возможных последствий антисозидательных фантазий могут переплетаться с попытками воспитателей буквально все держать под контролем. Ведь и педагоги предполагают, что не существует реальных барьеров для их власти над ребенком. Ребенок, поступая вопреки пожеланиям родителя, напоминает взрослому об ограниченности воспитательных средств действия, а также наказаний и похвал – тех самых средств, которые принято считать самыми взвешенными воспитательными средствами воздействия на поведение. И действительно, что очень обидно – обнаружить в упрямом упорстве мальчика или девочки личное педагогическое бессилие. |
|