Открыть меню

Одежда в Древнем Египте


Обработка льна и ткачество являлись основным занятием древних египтян наряду с земледелием и скотоводством. Были высокоразвиты такие ремесла, как ювелирное, гончарное и производство стекш, что нашло отражение в дошедших до наших дней украшениях. Культура обработки льна бича достаточно высока для этого периода развития человеческой цивилизации, отмечается также техническое совершенство выкроек, фасонов и технологии обработки тканей. Кожа и мех использовались в основном для изготовления обрядовых костюмов.

Вся древнеегипетская одежда подчинена строгим канонам, любая деталь отнюдь не случайна, прослеживается четкая стилизация и гармония форм. Качество тканей, длина и форма одежды, наличие украшений и использование специальных отличительных символов — все эти критерии являются признаком социально-сословной принадлежности одежды древних египтян, разницы между отдельными общественными классами.

Одежда Древнего Египта делится на два типа — мужскую и женскую, с отличительными сословными особенностями, функцию которых выполняет отделка.

«Египтяне носят на теле льняные, обшитые по подолу бахромой хитоны под названием “каласи-рис”. Поверх этих рубах они надевают внакидку белые шерстяные плащи. Однако в шерстяных одеждах они не вступают в храм, в них не погребают покойников. Это считается нечестивым. В этом у египтян сходство с учениями так называемых орфиков, с вакхическими таинствами, происходящими из Египта, и с учениями пифагорейцев. Ведь посвященных в эти таинства не дозволено погребать в шерстяных одеждах. Об этом также существует у них священное сказание».

Идеал красоты в Древнем Египте — высокий рост, стройность и тонкая талия, широкие плечи, крупные черты лица, пухлые губы. Женская фигура отличается стройностью, гармоничными пропорциями и малой грудью, черты лица тонкие, миндалевидный разрез глаз, смуглая кожа и румянец бронзовых оттенков. В одежде египтян наиболее важен контраст белой ткани и смуглого тела.

Древнеегипетские костюмы в Древнем Царстве. 3000-2400 гг. до н.э.

Зарождение и последующее развитие древнеегипетского костюма обусловлено в первую очередь жаркими климатическими условиями в долине Нила. В основе мужской одежды лежит схенти — набедренная повязка различной длины, которая представляет собой полосу ткани, оборачиваемую вокруг бедер и придерживаемую поясом, тонким ремешком или лентой, концы которых завязываются спереди на талии и декорируются. Схенти отличаются различными способами драпировки, которая расположена спереди, сзади ткань плотно облегает тело.

Повязку дополняет передник треугольной формы, расширяющийся в нижней части, вместе они служат в основном рабочей одеждой и предназначаются для защиты тела. Социальные различия определяются качеством материала, а форма является одинаковой для всех. Так, схенти раба сделан из плохо обработанной кожи или грубой ткани, а схенти фараона — из тонкого отбеленного полотна. Передник треугольной, веерообразной, реже овальной формы надевается отдельно от схенти. Таким образом, из примитивной повязки, выполняющей функцию фартука, постепенно образовывается одежда, которая служит фараонам, высшей знати и богам, изображенным в старинных египетских статуях и на фресках.

С появлением растительных красителей схенти становятся цветными. Высшие сословия обозначают себя коричневым, желтым и голубым цветом, использование этих цветов в одежде низших сословий запрещено.

Передник-схенти, тростниковые сандалии и парик — основное облачение фараонов и высшей знати периода Древнего царства.

Многочисленные памятники свидетельствуют о том, что передники используются и в церемониальных случаях, где они имеют более изысканные формы и дополняются украшениями. Позднее поверх схенти надеваются вторые передники из плиссированной ткани. Эта одежда в Древнем Египте существует целую эпоху вплоть до Нового царства. Одежда для верхней части тела появляется как дополнение к переднику-схенти. В основном это различные драпировки, расположенные от пояса к груди, образующие подобие жилета.

Одеждой древнеегипетских женщин служит каласирис — кусок материи, который оборачивается вокруг тела, длиной от щиколоток до груди. Сверху каласирис придерживается бретелями, оставляющими открытой грудь. Так же как и схенти, каласирис имеет одинаковую форму для женщин всех слоев древнеегипетского общества. Каласирис царицы отличается от каласириса рабыни лишь качеством ткани. Со временем их украшают вышивкой, драгоценностями и плиссировкой.

Каласирис как основной элемент одежды существует в Древнем Египте вплоть до эпохи Нового царства, впоследствии он становится важной частью и мужского костюма.

Среднее царство. 2400-1600 гг. до н.э.

В период Среднего царства в связи с развитием сельского хозяйства, ремесел и торговли древнеегипетское общество становится более дифаЬеренцированным. Высшие сословия и знать располагаются в отдельных кварталах, отделенных высокими стенами от бедных поселении. Форма одежды египтян усложняется, увеличивается ее объем.

Силуэт расширяется книзу, приобретая пирамидальные очертания, причем все детали, так или иначе напоминающие по форме треугольник, как правило символизируют лотос. Появляется технология плиссировки, которая начинает широко использоваться в костюме.

Мужской костюм в эту эпоху состоит из нескольких тонких схенти, надеваемых один на другой.

В женской одежде неизменным остается каласирис. Несколько варьируется форма выреза на груди, причем в эпоху Среднего царства грудь наиболее открыта. В одежде высших сословий появляются разнообразные украшения, в основном это бисер, бусы и драгоценные камни.

Стали популярны оплечья — массивные накладные воротники круглой формы. Разнообразно украшенные, они служат основным декоративным элементом.

Знатные египтянки предпочитают для своих каласирисов мягкие и тонкие ткани. Форма этой одежды остается такой же, как и тысячу лет назад. Различия в украшениях и качестве костюма в эту эпоху становятся средством возвышения носителей власти.

Новое царство. 1600-100 гг. до н.э.

В эпоху расцвета Древнего Египта в одежде появляются сильные классовые различия, применяются тонкие дорогие ткани, украшения из золота, обильные плиссировки, царит разнообразие расцветок и фактур. Плиссировка скрепляется в нескольких местах костюма с целью придания статичности фигуре в соответствии с древнеегипетскими канонами.

Узкая юбка длиной до середины икры, в которой человек кажется спеленутым, как в коконе или в футляре, дает нам представление о походке египтян. Она также подчиняется канонам, в то же время движения не стеснены. Предположительно эти наряды изготавливаются по технологии вязаного полотна.

Египтяне завоевывают Сирию, в костюме это отражается появлением нарамника — мужской и женской одежды прямоугольной формы с прорезью для головы, сшитой по бокам.

Одежда фараона этой эпохи — каласирис, поверх которого надет плиссированный схенти либо нижний схенти из плотной ткани, задрапированный поверх тонкой прозрачной тканью.

Традиционные древние формы одежды — схенти и треугольный передник — сохраняются в костюме жрецов как обрядовые, иногда в сочетании с леопардовой шкурой, набрасываемой на одно плечо.

В основу эстетического идеала древнеегипетской одежды заложен контраст, который проявляется как в сочетании разнофактурных тканей, так и в расцветке узоров. Принцип контраста форм, размеров и цвета применяется и при использовании украшений египтян. На тонкой белой ткани выделяются рельефные воротники, богато украшенные, зеленые и синие цвета узоров чередуются и контрастируют с белым полотном — фоном.

Обувь

Обувь появляется в период Нового царства и представляет собой сандалии из пальмовых листьев, папируса, кожи с двумя тонкими ремешками. Подошва загнута кверху и украшена рисунками, изображающими различные бытовые и военные сцены. Долгое время обувь носят только фараоны и высшая знать, простые египтяне ходят босыми.

Египетские сандалии с голенищами разной высоты становятся прототипом современных сапог.

Следует отметить, что в то время в Египте уже разделяют обувь на правую и левую. Для сравнения: в Европе даже в эпоху Возрождения разделение универсальной пары обуви на правую и левую происходит только при ее ношении.

Автор фото: Keith Schengili-Roberts - Own Work (photo), CC BY-SA 3.0.







Откуда приходит мода

История бренда Zara

История бренда Louis Vuitton

История бренда Elie Saab

История бренда Miu Miu

История возникновения детской одежды

Украшения от Коко Шанель

История стиля Dior

Обувь - самый важный элемент в истории человека

Как появились серебряные серьги

Ювелирная бижутерия

Искусство причесок в Древней Греции

Виды брюк

История бижутерии

История современного женского делового костюма

Виды юбок

История футболки

История бижутерии

История и виды женских трусиков

Мусульманская одежда

История халатов: мода прошлого века

История современных женских брюк

Мужские мокасины: история появления

История бренда Berry

Из истории парфюма

История туфель

История ювелирных украшений

История чемоданов на колесиках

История красавца Giorgio Armani из Италии

Как появились женские блузки

История появления солнцезащитных очков

История возникновения женской юбки

История женской сумки

История украшений

История появления джинсов

История валенок

История возникновения зонтов

Готическая средневековая одежда

Романский стиль в одежде Средневековья

Византийский костюм

Древний Рим

Мода Древней Персии

Одежда древних иудеев

Одежда древних германцев

Одежда в Древней Греции

Прически и украшения в Древнем Египте

История формирования моды на женские сумки

История нижнего женского белья

История баскетбольной формы

  • Оставьте свой комментарий * Заполните оба поля