Открыть меню

Уроки русской литературы

Как показывает практика, школьные уроки литературы часто неинтересны подросткам. Свыше 50% учащихся студентов, юношей и девушек, от 15 до 20 лет, считают предмет «Литература» таким же обычным, как и всякий другой предмет; некоторые сочли его совершено бесполезным. Мнение учащихся подтверждает расхожий упрёк в адрес нынешнего урока литературы: он не возбуждает интереса к чтению.

Нельзя не прислушаться к мнению В.Ф. Чертова, в своей статье «От ‘литературы вопросов’ к ‘литературе ответов’» уверяющего: «Ничего лучше связного развёрнутого письменного ответа на вопрос…пока не придумано. Тестовые задания по содержанию литературных произведений…особенно опасны…абитуриент, серьёзно относящийся к делу,…будет вынужден в 11 классе, параллельно с чтением литературы ХХ века, перечитывать произведения русской классической литературы от «Слова о полку Игореве» до Чехова. Причём тестовая часть ЕГЭ не даёт права выбора. Нужно одинаково хорошо помнить содержание и романа Л.Н. Толстого «Война и мир», и поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души», и драмы А.Н. Островского «Гроза». Вот когда школьники действительно возненавидят русскую классику».

Одним из наиболее интересных способов по воспитанию у детей интереса к литературе, являются внеурочные занятия, которые позволяют учителю особенно творчески подойти к приобщению детей к чтению.

Конечно, нельзя считать, что уроки литературы ничего кроме скуки и раздражения от необходимости писать сочинения не вызывают. Но всё-таки на внеклассных формах работы с учащимися легче привить интерес к чтению, легче найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. Во-первых, на внеклассные мероприятия приходят те, кому они действительно интересны. И пусть бедный, кто не пришел! Пусть он жалеет завтра. Главное, чтобы было интересно, чтобы об этом рассказали дети, и не пришедший захотел, очень захотел прийти.

Во-вторых, на таких мероприятиях учитель не следует заданной программе, а выбирает произведения для совместного изучения и обсуждения, ориентируясь на мнение учеников, на специфику читательских интересов их возраста.

Конечно, нередки случаи и того, что учителя литературы и вовсе не обращают внимания на отношение детей к чтению. В этом случае, единственными, кто может исправить ситуацию, являются родители ребенка. Точно также, как мы обдумываем, какие игрушки нужны детям для их развития, необходимо решать и то, как помочь им развиваться при помощи книг. Обсуждайте с детьми прочитанные книги, и это обязательно принесет свои плоды.


  • Оставьте свой комментарий * Заполните оба поля