Открыть меню

Романский стиль в одежде Средневековья


После падения Римской империи ее западную территорию (ныне это территории Испании, Франции, Италии, Германии, Нидерланды и Великобритания) занимают феодальные государства, у которых к этому времени происходят трансформации в социально-экономических связях. На смену древнему язычеству наступает христианство, которое вырабатывает новый вид цивилизации Европы.

Главной одеждой эпохи великого переселения народов стали плащи из кожи и меха, защитные панцири военной одежды, а также простая обувь.

Для начала средневековья свойственны элементарные костюмы — одна или несколько туник разнообразной длины, плащи, изготовленные из шкур или сшитого полотна с отделкой или без, штаны всевозможной длины, закрепленные обмотками или засунутые в обувь.

Идеалом красоты является образ девушки с длинными светлыми кудрявыми волосами, очами голубого цвета и стройной фигурой. Желая придавать духовность и изысканность внешности, представительницы прекрасного пола обривают лоб, делая его выше, выщипывают брови и надевают высокие чепцы. Одухотворенность обнаруживается как в костюме, так и в архитектуре эпохи — готические соборы стремятся ввысь остроконечными шпилями.

Одежда изготавливается всюду, крестьянки выращивают лен, разводят и стригут овец. Ткацкие станки имеются в любом замке, где их хозяйки сами вышивают и прядут.

Ткани средневековья многообразны и имеют хорошее качество. Саржа, станфорт, камелот, тирлен изготавливаются в эпоху до XV в., и из них производятся костюмы. Одинаковые ткани отличаются по плотности, наличествуют однотонные и пестрые, с рисунками, свойственными для каждой конкретной местности. Из Египта и Сицилии доставляют шелка, остерлен, пэль, дамаст, муслин, из Византии парчу и бофю, из Персии бодкен.

С развитием торговли имеет связь и возникновение моды на меха. Из Сибири и Норвегии импортируются меха соболей, куницы, бобра, медведя, белки и горностая. Мехом украшаются воротники и подкладки различных праздничных одеяний.

Крестоносцы вместе с дорогостоящими шелками завозят в Европу с Востока другой крой, манеру и элементы одежды для мужчин и представительниц прекрасного пола, формы доспехов — шлемы, щиты, кольчуги и чешуйчатые панцири, наколенники и кожаные обмотки.

В середине двенадцатого столетия в европейской одежде совершаются значительные трансформации в мужском костюме — мужчины начинают носить длинные платья, отращивать бороды и завивать локоны. В костюме возникает облегающий силуэт.

Собственно в эту эпоху возникают свойственные средневековью туфли пигаш, сделанные из мягкой кожи с длинными носами, для изготовления которых используется конский волос. Концы туфлей загнуты кверху.

В то время как местные специфики одежды заключаются в особенностях и расцветке тканей, а форма, крой и характер одежды, соответственно климатическим условия, практически не различаются по всей Европе, манера одеваться постепенно преображается под воздействием моды. Значительная разница остается лишь в половой принадлежности одежды, детская — практически не отличается от формы взрослой.

Видоизменения в костюме средневековья с этого времени совершаются понемногу, но неизменно, на протяжении четырехсот лет, вплоть до начала периода Ренессанса, когда они совершенно изменяются. Еще в середине одиннадцатого столетия в результате возникновения новейшего кроя, имеющего три шва — боковые и средний шов спинки — верхняя часть лифа мужской и женской одежды приурочивается аккуратно по фигуре, вместе с тем нижнюю часть расширяют с использованием треугольных клиньев.

В тринадцатом столетии в костюме зарождаются вшивные рукава, а тенденция к максимальному облеганию тела достигает до крайностей — рукава изготавливались такими узкими, что их доводилось пришивать каждый раз при надевании. Для того чтобы снять одежду, рукава отшивали обратно. Другой вариант — рукава прикрепляли при помощи шнурков. Вшивать постоянные рукава начали лишь с появлением застежки лифа.

С возникновением в двенадцатом столетии постоянных устоявшихся феодальных гербов, каждый из которых имеет неизменное изображение и сочетание из двух-четырех цветов, в одежде появляется мода мипарти, апогей которой доводится на эпоху Ренессанса. Костюмы делятся на две половины в соответствии с цветами герба, правая и левая половины изготавливаются из тканей разных цветов, принцип мипарти соблюдается и в обуви. Костюм мипарти свойственен для одежды молодежи, такие костюмы нередко носят пажи.

Возникновение начал кроя воздействует на модификацию форм мужского и женского костюма, и что еще более немаловажно фасоны одежды больше не зависят от размеров ткацкого станка. Возникает специальность закройщика, которая требует серьезных профессиональных навыков, искусство кройки формируется стремительными темпами.

Костюм европейцев имеет незначительные территориальные отличия. Одежда франков и остготов примерно одинаковая. У остготов в разновидностях одежды, отделке и тканях имеются заимствования из Византии – далматики с украшенными полосами, расшитые по краям. В мужской одежде раннего периода средних веков ключевым принципом продолжает быть демонстрация физической силы и выносливости.

С началом эпохи крестовых походов в одиннадцатом веке увеличивается воздействие восточновизантийского платья и доспехов рыцарей. Одежда получает большее многообразие.

Парадной одеждой высшей знати является мантия — огромных размеров плащ из дорогой ткани с украшениями. В качестве украшений для мантии служат мех соболя, горностая или куницы.

Улучшенный мужской костюм средневековья, созданный позже, включает в себя несколько нижних деталей — брэ, шоссы и рубашка, и верхних — пелиссон и блио, обуви, а также головной убор. К одежде путешественника добавляются плащ, походный головной убор и сапоги. В период военных походов поверх обычной одежды надевается военное снаряжение.

Брэ представляют собой нижние штаны, наиболее часто изготовляемые из тонкого льняного полотна, более редко встречаются кожаные и позднее шелковые модели.

После того как эта деталь одежды становится нижней, эта традиция пропадает. Брэ делаются по преимуществу белыми, не считая кожаных вариантов. Первоначально их длина почти не доходит до лодыжек, форма штанин прямая, они образуют напуск или присбориваются внизу и завязываются шнурками. На талии брэ завязываются поясом из крепкого тканого полотна или кожи. Пояс служит для того чтобы к нему можно было привязать ключи, кошельки и прочее, в том числе подвязки для крепления чулок. Для комфортабельности в ношении спереди брэ открываются. Позже, когда брэ становятся исключительно нижним бельем, средняя часть значительно расширяется и перестает открываться спереди.

К брэ крепятся шоссы — чулки из эластичного сукна, узкие и облегающие ногу. Шоссы изготавливают из эластичных тканей, а также вяжут из шерсти. Впоследствии шоссы шьют из восточного шелка со скрученными шелковыми подвязками. Шоссы обычно имеют темные цвета — красные, коричневые, зеленые.

Качество ткани выбирается в зависимости от назначения: для рубашки крестьянина используется саржа, для знатных сословий применяются тонкие льняные полотна или же шелк.

В двенадцатом столетии, несмотря на осуждение священнослужителей, уподобляющих любовь к мирским вещам с легкомыслием и даже развратом, представители высших слоев общества придают большое значение утонченности одежды. Все классы и сословия, независимо от пола в двенадцатом веке в качестве основной верхней одежды, выделяющей утонченности внешности, носят блио. Блио простых горожан изготавливается из холщовых тканей с соблюдением кроя, а знать отдавать предпочтение дорогим тканям с отделкой.

Блио — накладная верхняя одежда из шерстяной или шелковой ткани с заниженной отрезной линией талии. Блио надевают через голову за счет глубокого выреза. Один из вариантов мужского блио — свободный, слегка приталенный, с широкой юбкой и поясом. Другой вариант — с узкой талией и широкой юбкой. Пояса у блио не было.

Котт — верхнее платье, которое надевалось сверх сорочки, пришло на смену блио. Длина котта с течением времени изменяется первоначально в сторону увеличения, в двенадцатом столетии она чуть выше колен, потом нисходит ниже щиколоток, а в четырнадцатом столетии вновь становится короткой. Котт препоясывается поясом вокруг бедер. Пояс и ворот котта украшаются узором в едином стиле.

Сюрко является на смену блио в начале тринадцатого века и делается самой распространенной одеждой, что носится в качестве выходной и церемониальной. В то же время сюрко является и военным платьем. Это верхняя одежда в форме туники без рукавов, с круглым вырезом, накидывается сверху котта. Длина доходит до колена.

Сюрко модифицируется, вначале возникнув как одежда с рукавами, потом оно имеет глубокие проймы без рукавов, а в дальнейшем боковые разрезы практически достигают подмышек. В 1230 г. сюрко модифицируется в подобие двойного фартука. Разрезы сюрко застегиваются и украшаются особыми брошками круглой формы, которые получили название аффиш.

Широкая популярность сюрко в Европе средневековья начинается с юго-запада, приблизительно к 1250 г. оно распространено на севере Франции. В Англии сюрко делается популярным во второй половине восемнадцатого столетия.

В конце восемнадцатого века возникает еще один вид сюрко под названием котарди, относящийся к предметам и мужского, и женского гардероба. От сюрко котарди отличается большим объемом за счет повышения количества складок юбки и более скрупулезным подгоном по фигуре в верхней части.

Средневековый плащ придает фигуре законченный вид. Как и блио, он относится к одежде дворян. Круглые плащи с пелериной, рукавами и разрезами по бокам надеваются через голову и служат защитой от непогоды, а также носятся во время путешествий.

Плащ — шап, с рукавами и капюшоном, предназначен для защиты от непогоды во время путешествий. На первых порах и продолжительное время он относится к одежде странников, не имеющей украшений, обычная накидка-дождевик из войлока или козьей шерсти. Длинные капюшоны в то же время служат и карманами, поскольку вся одежда того времени карманов не имела.

Шап из дорогих расшитых тканей представлял собой официальную одежду царских и высших духовных особ на праздничных церемониях и на храмовых службах. Такие плащи-шапы весьма объемны, поэтому в то время использовались особые слуги, получившие название «портшап» — несущий шап.

Ритуальной одеждой священников-католиков на литургиях была просторная закрытая накидка с капюшоном, получившая название шазюбль.

На застежке сюрко при помощи шелкового шнурка или ленты закрепляется легкий плащ мантель полукруглого кроя, который, в отличие от тяжелого шапа, лишь слегка накидывается на плечи и легко свисает на спине.

Плащ свидетельствует о благородном происхождении владельца и назначается для праздников и торжественных церемоний.

Женская одежда Романского периода

Европейский женский костюм ого времени во многом унаследовал византийскую традицию ношения нескольких костюмов сразу, одного сверху другого. Германские типы костюма почти вытеснены в период великого переселения народов, но некоторые свойства остаются неизменными.

Женский костюм включает в себя две туники, поверх которых надевается плащ, голова покрывается покрывалом. Этот стиль остается неизменным на протяжении нескольких веков. В основании силуэта находится весьма расширенная книзу трапеция, завышенная линия талии, примерно в одиннадцатом столетии юбка драпируется на животе. Это время характеризуется почитанием беременности, что связано, с одной стороны, с преклонением образу Богородицы, с другой — необходимостью непрерывного воспроизводства населения, которое уничтожалось из-за войн и эпидемий.

В период раннего средневековья надевают две туники сразу на византийский манер, нижняя туника длинная, широкая и с узкими рукавами, которые видимы из-под широких и коротких рукавов верхней туники. По горловине и нижним краям туник и рукавов находятся цветные отделочные полосы. Спустя некоторое время данный вид костюма видоизменяется и в одиннадцатом и двенадцатом веках он состоит из нижней рубахи шемиз, нижнего платья шенс и верхнего платья блио. Не надевать блио позволялось только в интимной домашней обстановке либо в случае крайней бедности.

Первоначально совершается трансформация формы прямой нижней туники: она превращается в белоснежный или кремовый шемиз — нижнюю сорочку с длинным узким рукавом и расклешенным силуэтом, длина которой доходит до щиколотки.

Пелиссон имеет форму наподобие мужского, но длиннее и разнообразнее в отделке. Пояс с металлическими украшениями располагается на бедрах, его концы свисают до самой земли.

Блио используется в качестве верхней одежды и отличается от мужского вида исключительно длиной, которая доходит до пола. Блио изготавливается из дорогостоящих тканей, самыми лучшими считаются пэль или парча, для отделки испольузется серебряная и золотая вышивки. Имеются и более просторные платья со шлейфом из камлота или муслина, покрой которых значительно более явно подчеркивает фигуру.

Представители церкви критикуют ношение шлейфа, он считается недопустимым. Позже на смену блио и в женской и в мужской одежде приходят котт и сюрко.

Для эпохи позднего средневековья свойственны легкие, изящные формы, направляющиеся ввысь, подобно готической архитектуре.

Обувь

В обувь раннего средневековья – это кожаные башмаки без каблуков, крепящиеся к ступне при помощи длинных ремней. Подобная обувь не исчезает у простого народа практически до шестнадцатого столетия.

Средневековые туфли создают из кожи либо ткани ярких расцветок, а затем декорируют при помощи вышивки, пуговиц, кистей и элементов из металла. Особенно популярным становится пигаш — остроносая мягкая обувь, которую носят с шоссами.

В холодное время надевают двойные шоссы, а также обувь, оснащенную более толстой подошвой с пробковой прокладкой. Для утепления обуви ее длинные носы или пространство между двойными подошвами заполняют сухим сеном или конским волосом.

Идеалом прекрасного становится миниатюрная женская ножка и плавная походка.

Мужская и женская обувь почти не имеет различий, помимо размера.

Головные уборы, прически

Античные традиции в мужской прическе наличествуют и в эпоху раннего средневековья: волосы остригаются как можно короче, лицо украшает «козлиная» бородка, однако постепенно усы и бороды начинают носить, главным образом, лишь служители церкви и высшие должностные лица, а большинство представителей мужского пола лица гладко бреют. Головные уборы этой эпохи весьма просты, их формы не изменяются с античных времен — фригийский колпак, капюшоны и полукруглые войлочные шапки.

В эпоху Каролингов и после нее головные уборы становятся более многообразными. Обязательным компонентом мужского костюма делается чепец-кале, который носят почти 200 лет вплоть до конца восемнадцатого столетия.

Летом головным убором служит калот — небольшая полотняная шапка сферической или остроугольной формы, надеваемая на затылок.

Молодые представительницы прекрасного пола разделяют волосы на прямой пробор, заплетают две косы и носят их спереди. В косы вплетаются ленты из парчи. Длина кос часто доходит до колен, их намеренно удлиняют подвесками и накладками. В начале тринадцатого века прически делаются короче, в моде более короткие волнистые волосы, собранные обручем.

В готическую эпоху ключевой акцент делается на головной убор. Византийский мафорий превращается в головное покрывало большого объема. Представительницы прекрасного пола собирают волосы в большой пучок и накрывают голову платком кувр-шеф. Позже кувр-шеф носят вплотную к подбородку и обматывают им голову, оставляя один конец на плече или груди. В двенадцатом и тринадцатом столетиях представительницы прекрасного пола из знати стали надевать платки из дорогостоящих яркоокрашенных тканей с отделкой. Платки изготавливают из тонкого полотна, шерстяных тканей и восточного шелка.

В начале тринадцатого столетия возникает один из наиболее значимых аксессуаров костюма средневековья — перчатки. Функции перчаток разнообразны, они являются одним из самых значимых атрибутов, дополняющих дорогую одежду. Перчатки высших сословий изготавливаются из кожи, бархата, замши и шелка, их украшают различными элементами из металла, жемчугом, а также подвесками из эмали.

Украшения

Народы, живущие на территории Европы после падения Римской империи, столетиями изготавливают украшения и талисманы из бронзы и кости. Одежду дополняют застежки на плащах и пряжки на поясах, грудь украшается амулетами и металлическими пластинками, шейными гривнами, браслеты защищают запястья. На голове носят венцы и колты — височные подвески, серьги.

Пояса, ожерелья, цепочки и бубенчики со временем становятся более изящными, им уделяется тщательное внимание, именно они подчеркивают утонченность стиля. На шею надевают ожерелья из эмалевых золотых капель-слез и сердечек, крупные цепочки на груди и десятки колец на пальцах.

В конце двенадцатого столетия широкую популярность приобретают пуговицы, выполненные из кости, рога, слоновой кости, металла, кожи и ткани.






  • Оставьте свой комментарий * Заполните оба поля