Развитие наглядно-образного мышления у детей

Женский журнал » Воспитание и уход за детьми » Первый год жизни

Изначально ребенок умеет «мыслить» только предметами, которыми он манипулирует. Это так называемое наглядно-действенное мышление присуще и высшим животным. Но если животные в своем интеллектуальном развитии остаются на этой стадии, то у человека оно представляет первую ступень становления его сознания. С наглядно-действенного мышления начинается не только сознание вообще, но и конкретно-научное мышление. Независимо от того, насколько хорошо ребенок преодолел стадию наглядно-действенного мышления и овладел наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением к моменту поступления в школу, учитель начинает обучать первоклассника основам математики с формирования у него наглядно-действенного и наглядно-предметного мышления.

На первых уроках ребенок учится осуществлять арифметические операции с реальными, чувственно-воспринимаемыми предметами, и только освоив операции с ними, он приобретает возможность перейти на новый уровень мышления — наглядно-образное. В операциях с предметами ребенок не только учится операциям сложения и вычитания, но и, что гораздо важнее, развивает у себя способность понимания арифметических действий, что позволяет более осознанно осваивать и осуществлять эти действия про себя, в уме.

Наглядно-образное мышление — это мышление с помощью образов предметов при отсутствии самих предметов. Даже в совершенстве освоив наглядно-образное мышление, человек далеко не сразу освобождается от элементов наглядно-предметного мышления. Мысля образами, он соотносит их с соответствующими предметами, реальными процессами. процесс перехода от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному происходит не мгновенно и тем более не по требованию учителя, а занимает определенный временной промежуток. У разных детей этот процесс занимает различные временные интервалы и требует от них различных усилий.

Учебный процесс должен предоставлять ученику время и возможность для освоения и осуществления этого перехода, в противном случае следующий уровень мышления, мыслительного освоения науки становится либо затруднительным, либо недоступным.

Особенности наглядно-образного мышления

Образное мышление отличается одной особенностью, учет которой важен в процессе формирования мыслительной деятельности на уровне понимания. В чувственно-наглядных образах, с помощью которых осуществляется наглядно-образное мышление, даются отдельные, единичные предметы. В этих образах отражаются свойства, присущие только отдельному, единичному предмету, поэтому, используя чувственно-наглядные образы, человек не может постичь сущность предметов и связи между ними, вскрыть и выявить причинно-следственные связи. Но на этой стадии мышления и познания мира формируется такая способность мышления, как воображение, позволяющее человеку создавать в своем сознании такие образы, которым, с одной стороны, ничто не соответствует в действительности, но с другой, они отражают какие-то свойства этой действительности. Сопоставляя, сравнивая образы, человек познает предметы и вещи реальности, непосредственно с ними не взаимодействуя.

Наглядные образы отображают отдельные предметы, в понятиях отражаются общие свойства определенного класса предметов и связи между ними. Наглядные образы содержат знания о предметах, логические образы содержат в себе понимание предметов. Задача обучения заключается в том, чтобы сформировать у детей словесно-логическое мышление, но в силу того, что слово и логика обладают относительной самостоятельностью, в результате обучения может сформироваться словесное мышление, лишенное логического содержания. Если это происходит, а происходит это часто, то человек приобретает знания без понимания.

Cловесно-логическое мышление

Cловесно-логическое мышление может выступать в двух формах: здравого смысла (житейской мудрости) и научного мышления. Опыт показывает, что усвоение науки еще не гарантирует того, что у человека обязательно сформируется научное словесно-логическое мышление. Науку можно освоить и с позиции житейской практики, в результате чего мы можем получить сознание, обыденное по своей сути, но наполненное научной информацией. Научным сознание становится не тогда, когда оно наполняется знаниями, накопленными наукой, но тогда, когда сознание осваивает и научную деятельность, посредством которой человек приобретает знания о мире.

С одной стороны, деятельность ученика — это обучение, усвоение определенных способов работы со знаниями и приобретение самих этих знаний, с другой стороны, это познание, познавательная деятельность. В учебном процессе школьник познает, приобретает знания и развивает способность понимания.

Но что служит объектом познавательной деятельности ученика? В объекте, на который направлена деятельность, отражаются конкретные потребности человека и мотивы его активности, непосредственным объектом познавательной деятельности ученика служит наука: арифметика, физика, биология, география... Но человек осуществляет деятельность только в том случае, если с ее помощью он удовлетворяет вполне определенную потребность. Какие потребности удовлетворяет ребенок, осваивая школьные науки? Очень часто единственным ответом на этот вопрос становится следующее: без образования и освоения наук сегодня либо невозможно, либо затруднительно получить престижную профессию и высокооплачиваемую работу. Однако насколько правильным является этот ответ?

Еще Аристотель утверждал, что «все люди от природы стремятся к знанию». Но если эта потребность не получила развития в соответствующий период жизни, она затухает, и затухает навсегда. Как ни парадоксально это звучит, затуханию познавательной потребности в значительной мере способствует школьное обучение, призванное развивать природное стремление к знаниям, но превращающее ее в социальную потребность.

Обсуждения на форуме:


Ваше имя:

Комментарий:

Яндекс.Метрика