Открыть меню

Готическая средневековая одежда

С завершением периода крестовых походов в тринадцатом-четырнадцатом столетиях совершается перераспределение господствующих классов — рыцарство, концентрируясь главным образом на турнирах и междоусобицах, прекращает задавать ключевой тон в культуре.

Вырабатывается новоиспеченный идеал эстетики — изнеженный молодой человек, воин-поэт христианского романтизма с длинными волнистыми локонами, в костюме из бархата и шелка, походящем женский, постепенно вытесняет мужественного воина-монаха, чью одежду составляют грубые доспехи и шкуры. В костюме звучит вызов аскетизму романского периода, возникают невиданные до этого времени вычурность и эротизм.

Мода данного периода все еще базируется на малоприлегающем крое и одежде в форме рубашек. В эпоху готики, вместе с возникновением короткой мужской одежды, совершается формирование новых форм женской длинной одежды, обширно распространяются разнообразные типы распашных нарядов. Но ключевое достижение портных той поры заключается в сотворении выкроек одежды, которая в точности подобает фигуре. До сих пор существует мнение, что готическую выкройку невозможно превзойти по точности.

Возникновение бургундской моды происходит в середине пятнадцатого столетия.

Облегающие и сковывающие телодвижения формы костюма, колоссальные свисающие рукава и длинные носки туфель, феерия головных уборов — пышность и эксцентричность бургундской моды — вызывают восторг европейской аристократии и служат эталоном для имитации вплоть до конца пятнадцатого столетия.

В эпоху поздней готики в одежде возникают новые элементы — упелянд (верхняя одежда) и жакет. Повышается разнообразие распашных одежд. В узкой одежде застежки имеют не только функциональное значение — они делаются центральным аксессуаром и украшением, их число нередко избыточно.

В женском костюме возникают первые корсеты с металлическими конструкциями, которые изменяют фигуры женщин и девушек до эталонных форм силуэта в соответствии с модой на беременность. Лиф делается совершенно малым вследствие моды на крупное декольте.

Существенным социально-культурным явлением готического периода был карнавал. Семь дней в году лица и сословные различия прячутся под масками. Народ погружается в наслаждения и веселье с официального разрешения церкви.

Чепец крузелер — тонкое белое полотно, окутывающее голову и образующее бесчисленные складки. Юбка с ниспадающими складками и продолжительным шлейфом. Мужчина одет в короткий пурпуэн с отрезной баской, обтягивающие чулки и мягкий головной убор, декорированный страусовым пером и медальоном.

Мужская одежда

Формирование мужского костюма в позднее средневековье совершается на базе двух силуэтов — свободного, расширенного вниз силуэта романского периода, и облегающего готического. Для последнего свойственна расширенная линия плеча, которая достигается за счет массивного присборенного оката рукава со специальным ватным валиком. Особенности мужского костюма предназначены для того, чтобы подчеркивать грудь и тонкую заниженную талию, которая украшается поясом. Прилегающая одежда в основном по длине достигает до середины бедра.

Шоссы делаются более узкими и понемногу превращаются в штаны, состоящие из двух половин, не практически связанных друг с другом. Передняя часть штанов продолжат оставаться открытой. Впереди к ней крепится кусок ткани, который откидывается и сцепляется с ней булавками или тесемками. Данная деталь получает наименование «гульфик», или по-французски «браггет», в пятнадцатом столетии она является важной частью мужского костюма, а часто и основным украшением.

Упелянд — верхняя одежда длиной до колен или до пола, которая одевается через голову, пришла на смену сюрко. Специфика упелянда состоит в его крое — «солнце». При надевании через голову образуется множество складок на груди, спине и рукавах, которые закладываются или нашиваются по фигуре и дополнительно стягиваются в поясе. Упелянд бытует весьма длительное время, до шестнадцатого века. Пурпуэн — одежда, ведущая свое начало от рыцарских доспехов, сильно обтягивает тело, создает выпуклый изгиб груди, делает мужскую талию тонкой, напоминающей девичью, а плечи широкими. Это короткая стеганая одежда с длинными узкими рукавами, формы которой имитируют латы. Для придания подстежки жесткости и формы внутрь одежды подкладывались уплотнители из отходов льна. Чулки нередко крепятся прямо к пурпуэну. Наиболее модной тканью является бархат. Вся мужская одежда этой эпохи, не считая тонкой льняной нижней рубашки, изготавливается из дорогостоящей парчи, шелка и шерсти.

Эталон готического стиля в женском костюме представляет собой S-образную фигуру силуэт, которая образуется благодаря трансформированным пропорциям — верхняя часть тела уменьшается и приподнимается завышенной линией талии и низким декольте, а нижняя часть весьма удлиняется за счет многометрового шлейфа.

Выразительный образ завершает головной убор с вуалью и острым концом, высота которого в различные времена составляет от 50 до 100 сантиметров. Длина и пропорции одежды становятся причиной возникновения особого стиля движений и походки — плавно, без резких движений и с большим достоинством. Формируется особый жест, свойственный той эпохе, — правой рукой держится подол верхнего платья.

Сюрко, используемое как верхняя одежда, за счет особого кроя, большого декольте и отделки подчеркивает стройный силуэт. Отделка декольте представляет собой шалевидный воротник. Глубокий вырез на груди украшается вставкой из дорогостоящей ткани, зачастую прозрачной, в результате своего вида получившей сатирическое название «дьявольское окошко».

Платье роб четырнадцатого века имеет маленький лиф с большим декольте во всю ширину плеч. Оно заканчивается сразу под грудью, откуда начинается широкая юбка с непременным шлейфом невообразимой длины.

Основным декоративным компонентом платья являются рукава, которые могут быть как узкими с раструбом, прикрывающим большой палец руки, так и широкими, украшенными мехом, подшитыми парчой, контрастной тканью или аппликацией тканей разных фактур. Нередко рукава декорируются ажурной вырезкой в виде разнообразных узоров.

В пятнадцатом веке в верхней одежде женщин возникает упелянд косого кроя, складки которого закладываются от центра талии спереди и формируют узор в виде усиливающихся лучей. Высокая линия талии обозначается поясом.

Женский упелянд имеет две вариации фасонов. В первом случае он представляет собой цельнокроеный и широкий костюм с длинными широкими рукавами, во втором — отрезным по талии с юбкой, организованной несколькими клиньями.

Головные уборы, прически

Для готического костюма свойственно такое невероятное многообразие головных уборов, которого не знает ни один период. Фески, капюшоны, фригийские колпаки и соломенные, суконные и фетровые шляпы с разнообразной высотой тульи и величиной полей получают распространение наряду с франко-бургундскими новинками — чалмами, тюрбанами, беретами и шаперонами.

Платок из белого полотна, плотно окутывающий лицо, подбородок, шею и грудь и создающий большое белоснежное пространство вокруг лица, в тринадцатом и четырнадцатом столетиях носит наименование барбетт.

Разнообразные чепцы — как небольшие, так и фантастических размеров — шьются из прозрачных шелков и жестких тканей, драпирующихся на сложных каркасах. В четырнадцатом и пятнадцатом столетиях в Германии особенно популярен крузелер — полотняный чепец с частыми рядами складок-рюшей, обрамляющих лицо, плотно облегающий затылок. Еще одним своеобразным немецким головным убором был высокий чепец в форме капора с полями и спадающим сзади длинным концом, внешне схожим с косой.

Бургундская мода формирует дамский чепец-эннин, который надевается к платью роб с широким декольте. Высокий эннин окутывается сверху продолжительным прозрачным покрывалом кувр-шеф, которое спускается на длинный шлейф платья.

Для мужских причесок этой эпохи свойственны длинные локоны и небольшая волнообразная челка. Представительницы прекрасного пола носят тем-плеты — декоративные объемные височные украшения цилиндрической формы, крепящиеся на обруче. Завивка с помощью бигуди является типичным явлением как для женщин, так и для мужчин.

Украшения, аксессуары

Ключевым местом для модных аксессуаров в костюме служит пояс, где крепятся кошельки, ключи, четки, ножи в пышно украшенных ножнах, а также награды, драгоценные украшения и бубенцы.

За поясом аристократы нередко носят перчатки из мягких тканей, замши или лайки, различной длины и богатства отделки. Ремесленники, воины и охотники пользуются для работы перчатками из кожи.

В средневековье от массовых эпидемий погибает до 80% населения, и драгоценные камни считаются хорошим противоядием, поэтому их носят в виде массивных ожерелий на груди как средство защиты от болезней.

В качестве украшений мужчины и представительницы прекрасного пола носят кольца, цепи с драгоценными подвесками и броши различных форм — чаще всего встречаются круглые, пятиугольные, а также имеющие форму различных звезд.



Откуда приходит мода

История возникновения детской одежды

Украшения от Коко Шанель

Обувь - самый важный элемент в истории человека

Как появились серебряные серьги

Ювелирная бижутерия

Искусство причесок в Древней Греции

Виды брюк

История бижутерии

История современного женского делового костюма

Виды юбок

История футболки

История бижутерии

История и виды женских трусиков

Мусульманская одежда

История халатов: мода прошлого века

История современных женских брюк

Мужские мокасины: история появления

Из истории парфюма

История туфель

История ювелирных украшений

История чемоданов на колесиках

Как появились женские блузки

История появления солнцезащитных очков

История возникновения женской юбки

История женской сумки

История украшений

История появления джинсов

История валенок

История возникновения зонтов

Романский стиль в одежде Средневековья

Византийский костюм

Древний Рим

Мода Древней Персии

Одежда древних иудеев

Одежда древних германцев

Одежда в Древней Греции

Прически и украшения в Древнем Египте

Одежда в Древнем Египте

История формирования моды на женские сумки

История нижнего женского белья

История баскетбольной формы

  • Оставьте свой комментарий * Заполните оба поля