Открыть меню

Одежда в Древней Греции


Создание драпированной одежды является одним из видов искусств Древней Греции. Формируется классический стиль греческой одежды в V и VI вв. до н.э. — это крупные волны драпировок или динамичные мягкие складки, позволяющие телу дышать и свободно двигаться.

По виду наложения полотнищ ткани на тело одежда делится на формы, свободно наброшенные (гиматий), и формы, получаемые путем обертывания или скрепления полотнищ (хламида, хитон и прочие).

Философия принципов в одежде формулируется как «союз пользы, блага и эстетической ценности». Этого требует и культ здорового тела и физических упражнений.

Древнегреческая одежда в общем смысле не попадает под определение «костюм», поскольку процесс ее создания — это своего рода культура обращения с куском ткани. Складки ткани, облегая тело и подчеркивая его формы, выявляют малейшее движение и придают динамичность облику. Искусство расположения ткани на теле — обертывание, скалывание, сгибание и укладывание прямоугольного полотна ткани, а также способы скрепления полотнищ между собой рождают несколько основных форм одежды, которые комбинируются в соответствии с назначением, половой принадлежностью и социальным статусом.

Мужская одежда

Набедренная повязка или фартук из небольшого куска ткани, увеличенные до размеров человеческого торса, называются экзомис, или экзомида, и служат одеждой для простого человека.

Экзомис — грубая ткань или кожа — скрепляется на левом плече при помощи веревок, ремней, лап шкуры животного или скалывается застежкой и дополнительно подпоясывается на талии.

Качество и объем ткани, минимальное количество складок определяют экзомис как одежду низших социальных слоев. У крестьян и ремесленников одежда короче, проще и из более грубой ткани, чем у аристократии.

Нижний слой дорийской одежды состоит из хлены или пеплоса, позднее под влиянием Востока появляется хитон. Хлена — шерстяное полотнище прямоугольной формы — оборачивается вокруг тела и закрепляется на плечах при помощи заколок. Предположительно, под хленой носят узкий передник, завязанный на бедрах. Хлена мужчин подпоясывается, она более короткая, чем женский пеплос, окутывающий фигуру целиком.

Хитон представляет собой полотнище ткани, сложенное пополам таким образом, что линия сгиба проходит вдоль левого бока туловища, а с противоположной стороны концы полотнища скрепляются.

Дополнительно хитон подпоясывается различными способами — по талии, бедрам или крестообразно на груди. Ткань для хитона украшается орнаментом.

Хитон относится к нижней одежде, но не в современном понимании белья — в нем можно появляться в общественных местах. Укороченный хитон является повседневной одеждой, а удлиненный — одеждой знатных пожилых людей, а также наездников во время соревнований. Существует разновидность хитона со шлейфом, распространенная у греков-островитян.

В качестве легкого плаща у древних греков выступает хламида — прямоугольный кусок ткани, украшенный орнаментом и закрепляемый на правом плече или под подбородком с помощью узла или застежки-фибулы. Для придания хламиде правильной формы — каскада красивых складок — в углы полотна вшиваются специальные грузики.

Роль плаща в одежде древних греков выполняет гиматий, или гиматион, который оборачивает тело с головой, часто является одновременно и одеялом.

Гиматий представляет собой большое полотно (по некоторым данным, шириной два метра и длиной до четырех метров), угол которого набрасывают сзади на левое плечо, основное полотно оборачивают вокруг спины, пропускают под правой рукой, а второй угол перебрасывают назад через левое плечо.

Способ носить одежду из тканого полотна отличает положение человека и род его занятий: экзомида оставляет полностью свободными обе руки рабов и ремесленников, хламида не стесняет движений наездников и воинов, гиматий оставляет свободной правую руку, а аристократы прячут обе руки под гиматием, который в этом случае называется «ораторским» и подчеркивает высокое положение человека, свободного от физического труда.

Женская одежда

Для женской одежды используются тонкие, иногда прозрачные ткани, благодаря которым она становится изящной, разнообразной и сексуальной.

Основной одеждой служит пеплос — прямоугольное полотнище, по высоте значительно превышающее фигуру, которое оборачивается вокруг тела и отгибается до талии или до колена, а затем скалывается на плечах различными способами. Левый край пеплоса может быть открытым и закрытым, ширина ткани позволяет собирать его массивными вертикальными складками, отворот подпоясывают на уровне талии или под грудью, что придает фигуре монументальный статичный вид.

Гиматий служит для женщин верхней одеждой, он меньше по размерам, чем мужской, им покрывают голову наподобие шарфа.

Военная одежда

Военная одежда древних греков состоит из короткого хитона, или экзомиса, с минимальной отделкой или без нее, и доспехов, поверх которых надевается короткая хламида, удобная для верховой езды. Хламиду накладывают на левое плечо, соединяя концы застежкой на правом плече. Внешний вид хламиды не отличается от одежды мирных жителей, традиционным цветом является красный. Одежда воинов из деревень проще и незатейливее, нежели у горожан.

Воины носят сандалии — крепидес — из толстой кожи на двойной подошве, которые сохраняют естественные цвета кожи или окрашиваются в красный цвет.

Доспехи относительно легкие, руки оставляют открытыми, ноги защищают поножи — кнемидес — из полированной бронзы. Кирасы украшаются чеканными узорами, прорисовываются мышцы живота.

Для защиты головы применяются бронзовые шлемы золотистых оттенков, знатные воины носят шлемы с серебряными украшениями, спартанцы украшений не используют. Красные гребни из конского волоса — султаны, или плюмажи, — украшают шлемы высших командиров в поперечном направлении — от уха до уха, а младших командиров вдоль — спереди назад.

Простые шлемы — кинеи — кожаные с деревянным шпилем. Каждая местность Греции отличается своей формой шлема.

Коринфский шлем имеет два положения: он опускается во время битвы, полностью закрывая лицо, дорийский шлем — с низким забралом, беотийский — с нащечниками и защитой для носа, отличается высоким султаном.

Обувь

Обувь надевают знатные греки для выхода на улицу, в домах ходят босиком, простые греки обувь не носят.

Основная греческая обувь — сандалии иподиматы, состоящие из толстой кожаной подошвы с ремешками, которые переплетаются вокруг стопы и укрепляются на голени. Сандалии не стесняют движений, пальцы ног открыты. Женские сандалии отличаются изяществом, ремешки переплетаются высоко вокруг ноги. Элегантный вариант женских сандалий изображен на тан-гарских статуэтках IV в. до н.э. – красные сандалии с желтым краем на подошве.

Другой тип обуви древних греков — полусапоги из мягкой кожи и высокие резные сапоги эндромиды с открытыми пальцами. Греческая обувь повторяет форму ступни, толстая подошва защищает от холода и жесткой земли.

Наиболее распространенная простая форма сандалий — карбатин — подошва из воловьей кожи с отверстиями для шнурков.

Котурны — сандалии на толстой подошве из пробки с ремешками из цветной, богато украшенной кожи — являются обувью знати. Котурны носят актеры в греческих театрах, чтобы выглядеть выше на сцене во время представлений.

Головные уборы, прически

Известны два типа древнегреческих головных уборов: петас (петасос) — войлочная шляпа с широкими полями для путешествий и верховой езды, а также пилеус (пилос) — войлочная шапочка, которую мужчины носят на затылке для защиты от солнца. Пилеус делают из соломы, кожи или меха, по внешнему виду он напоминает чепец. Длинные волосы придерживают специальным металлическим обручем филле.

Поскольку обычай запрещает женщине появляться на улице, женских головных уборов практически нет. В непогоду женщины часто обходятся коротким покрывалом кредемноном.

Пышные длинные волосы светлых оттенков признаются самыми красивыми, осветление волос считается обычным явлением.

Женская прическа закрывает лоб и обрамляет лицо. Волосы укладывают различными способами, укрепляют повязками, обручами и разнообразными шпильками. За волосами тщательно ухаживают, пользуются душистыми маслами.

Повязка для волос из хлопчатобумажной ткани с золотой вышивкой носит название нимб. Гречанки укладывают завитые волосы в сложные узлы и косы, знаменитый «греческий узел» коримбос известен и сегодня — волосы, завитые волнами, расчесываются на прямой пробор, низко обрамляют лоб и лицо, а сзади поднимаются и укладываются узлом на затылке.

Украшения

Наряды дополняют разнообразные украшения — пояса, отделанные драгоценными камнями, булавки из слоновой кости и золота, диадемы и налобные повязки. Мастерство их изготовления свидетельствует о высоком технологическом уровне древнегреческих ремесленников.

Распространенная форма браслетов — в виде свернувшейся змеи. Эти изящные браслеты носят на плече, запястье, на ногах. Змея символизирует долголетие.

Греческий костюм, несмотря на обилие украшений, сохраняет простоту линий и гармонирует с изящной отделкой.

Аристократки пользуются богато украшенными веерами, шелковыми зонтами от солнца, а также косметическими средствами во всем их многообразии — духами, подводками для глаз и бровей, румянами, помадой и тушью.

«Гречанка». Картина Лоуренса Альма-Тадемы, 1869.







Откуда приходит мода

История бренда Zara

История бренда Louis Vuitton

История бренда Elie Saab

История бренда Miu Miu

История возникновения детской одежды

Украшения от Коко Шанель

История стиля Dior

Обувь - самый важный элемент в истории человека

Как появились серебряные серьги

Ювелирная бижутерия

Искусство причесок в Древней Греции

Виды брюк

История бижутерии

История современного женского делового костюма

Виды юбок

История футболки

История бижутерии

История и виды женских трусиков

Мусульманская одежда

История халатов: мода прошлого века

История современных женских брюк

Мужские мокасины: история появления

История бренда Berry

Из истории парфюма

История туфель

История ювелирных украшений

История чемоданов на колесиках

История красавца Giorgio Armani из Италии

Как появились женские блузки

История появления солнцезащитных очков

История возникновения женской юбки

История женской сумки

История украшений

История появления джинсов

История валенок

История возникновения зонтов

Готическая средневековая одежда

Романский стиль в одежде Средневековья

Византийский костюм

Древний Рим

Мода Древней Персии

Одежда древних иудеев

Одежда древних германцев

Прически и украшения в Древнем Египте

Одежда в Древнем Египте

История формирования моды на женские сумки

История нижнего женского белья

История баскетбольной формы

  • Оставьте свой комментарий * Заполните оба поля