Мужская одежда Романского периода

Женский журнал » Мода » История моды

Костюм европейцев имеет незначительные территориальные отличия. Одежда франков и остготов примерно одинаковая. У остготов в разновидностях одежды, отделке и тканях имеются заимствования из Византии – далматики с украшенными полосами, расшитые по краям. В мужской одежде раннего периода средних веков ключевым принципом продолжает быть демонстрация физической силы и выносливости.

С началом эпохи крестовых походов в одиннадцатом веке увеличивается воздействие восточновизантийского платья и доспехов рыцарей. Одежда получает большее многообразие.

Парадной одеждой высшей знати является мантия — огромных размеров плащ из дорогой ткани с украшениями. В качестве украшений для мантии служат мех соболя, горностая или куницы.

Улучшенный мужской костюм средневековья, созданный позже, включает в себя несколько нижних деталей — брэ, шоссы и рубашка, и верхних — пелиссон и блио, обуви, а также головной убор. К одежде путешественника добавляются плащ, походный головной убор и сапоги. В период военных походов поверх обычной одежды надевается военное снаряжение.

Брэ представляют собой нижние штаны, наиболее часто изготовляемые из тонкого льняного полотна, более редко встречаются кожаные и позднее шелковые модели.

После того как эта деталь одежды становится нижней, эта традиция пропадает. Брэ делаются по преимуществу белыми, не считая кожаных вариантов. Первоначально их длина почти не доходит до лодыжек, форма штанин прямая, они образуют напуск или присбориваются внизу и завязываются шнурками. На талии брэ завязываются поясом из крепкого тканого полотна или кожи. Пояс служит для того чтобы к нему можно было привязать ключи, кошельки и прочее, в том числе подвязки для крепления чулок. Для комфортабельности в ношении спереди брэ открываются. Позже, когда брэ становятся исключительно нижним бельем, средняя часть значительно расширяется и перестает открываться спереди.

К брэ крепятся шоссы — чулки из эластичного сукна, узкие и облегающие ногу. Шоссы изготавливают из эластичных тканей, а также вяжут из шерсти. Впоследствии шоссы шьют из восточного шелка со скрученными шелковыми подвязками. Шоссы обычно имеют темные цвета — красные, коричневые, зеленые.

Качество ткани выбирается в зависимости от назначения: для рубашки крестьянина используется саржа, для знатных сословий применяются тонкие льняные полотна или же шелк.

В двенадцатом столетии, несмотря на осуждение священнослужителей, уподобляющих любовь к мирским вещам с легкомыслием и даже развратом, представители высших слоев общества придают большое значение утонченности одежды. Все классы и сословия, независимо от пола в двенадцатом веке в качестве основной верхней одежды, выделяющей утонченности внешности, носят блио. Блио простых горожан изготавливается из холщовых тканей с соблюдением кроя, а знать отдавать предпочтение дорогим тканям с отделкой.

Блио — накладная верхняя одежда из шерстяной или шелковой ткани с заниженной отрезной линией талии. Блио надевают через голову за счет глубокого выреза. Один из вариантов мужского блио — свободный, слегка приталенный, с широкой юбкой и поясом. Другой вариант — с узкой талией и широкой юбкой. Пояса у блио не было.

Котт — верхнее платье, которое надевалось сверх сорочки, пришло на смену блио. Длина котта с течением времени изменяется первоначально в сторону увеличения, в двенадцатом столетии она чуть выше колен, потом нисходит ниже щиколоток, а в четырнадцатом столетии вновь становится короткой. Котт препоясывается поясом вокруг бедер. Пояс и ворот котта украшаются узором в едином стиле.

Сюрко является на смену блио в начале тринадцатого века и делается самой распространенной одеждой, что носится в качестве выходной и церемониальной. В то же время сюрко является и военным платьем. Это верхняя одежда в форме туники без рукавов, с круглым вырезом, накидывается сверху котта. Длина доходит до колена.

Сюрко модифицируется, вначале возникнув как одежда с рукавами, потом оно имеет глубокие проймы без рукавов, а в дальнейшем боковые разрезы практически достигают подмышек. В 1230 г. сюрко модифицируется в подобие двойного фартука. Разрезы сюрко застегиваются и украшаются особыми брошками круглой формы, которые получили название аффиш.

Широкая популярность сюрко в Европе средневековья начинается с юго-запада, приблизительно к 1250 г. оно распространено на севере Франции. В Англии сюрко делается популярным во второй половине восемнадцатого столетия.

В конце восемнадцатого века возникает еще один вид сюрко под названием котарди, относящийся к предметам и мужского, и женского гардероба. От сюрко котарди отличается большим объемом за счет повышения количества складок юбки и более скрупулезным подгоном по фигуре в верхней части.

Средневековый плащ придает фигуре законченный вид. Как и блио, он относится к одежде дворян. Круглые плащи с пелериной, рукавами и разрезами по бокам надеваются через голову и служат защитой от непогоды, а также носятся во время путешествий.

Плащ — шап, с рукавами и капюшоном, предназначен для защиты от непогоды во время путешествий. На первых порах и продолжительное время он относится к одежде странников, не имеющей украшений, обычная накидка-дождевик из войлока или козьей шерсти. Длинные капюшоны в то же время служат и карманами, поскольку вся одежда того времени карманов не имела.

Шап из дорогих расшитых тканей представлял собой официальную одежду царских и высших духовных особ на праздничных церемониях и на храмовых службах. Такие плащи-шапы весьма объемны, поэтому в то время использовались особые слуги, получившие название «портшап» — несущий шап.

Ритуальной одеждой священников-католиков на литургиях была просторная закрытая накидка с капюшоном, получившая название шазюбль.

На застежке сюрко при помощи шелкового шнурка или ленты закрепляется легкий плащ мантель полукруглого кроя, который, в отличие от тяжелого шапа, лишь слегка накидывается на плечи и легко свисает на спине.

Плащ свидетельствует о благородном происхождении владельца и назначается для праздников и торжественных церемоний.

Обсуждения на форуме:


Ваше имя:

Комментарий:

Яндекс.Метрика