Культурная апроприация

Женский журнал » История феминизма

Культурная апроприация – это усвоение или незаконное заимствование изображений, ритуалов, эстетических стандартов и норм поведения, свойственных одной культуре или субкультуре представителями другой культуры. Чаще всего явление встречается тогда, когда апроприированная культура народа представляет собой культуру национального меньшинства или народа, как-то зависимого в социальном, политическом, экономическом или военном отношении. Культурная апроприация обычно осуществляется без всякого понимания того, почему эти действия стали частью самобытной культуры и каково их значение, вследствие чего культурно значимые предметы, практики и верования зачастую превращаются в «бессмысленную» поп-культуру, или же им придается значение, без учета нюансов, а то и полностью отличающееся от оригинала.


Культурная апроприация в широком смысле этого слова неизбежно происходит везде, где только встречаются различные культуры и сталкиваются цивилизации: технически любое взаимопроникновение культур осуществляется путём взаимных заимствований и присвоений. Однако культурную апроприацию не следует путать с равноправным культурным обменом – к сожалению, подобную подмену понятий можно наблюдать довольно часто как среди обывателей, так и в академических кругах.


Важно подчеркнуть, что термином «культурная апроприация» обозначают ситуацию, в которой те или иные элементы культуры зависимого меньшинства, а также культур культуры большинства и представителями стран с развитой экономикой соответственно.


Культурная апроприация очень выгодна, поскольку необычные и экзотические для обывателей вещи легко превращаются в модный тренд, который становится востребованным и приносит большие прибыли: дизайнеры создают одежду, обувь и украшения с внешними атрибутами определенной культуры, открываются кафе с характерными, но адаптированными блюдами… Многие не видят проблемы в этом, но подобная мода также взращивает дополнительные двойные стандарты. Если индуска делает роспись по телу хной, то она воспринимается как отсталая женщина, носящая на себе непонятный пережиток прошлого, а если европейка, то она выглядит иначе – как современная и успешная, с милым модным аксессуаром и обладающая богатым внутренним миром.


В России тема культурной апроприации остаётся неразработанной, однако нельзя утверждать, что она является менее актуальной для многонационального постсоветского пространства. Нельзя упускать из внимания и то колоссальное влияние, которое оказывает западная поп-культура на остальной мир. Разумеется, механический перенос американского опыта был бы совершенно неоправдан, однако, поскольку механизмы угнетения вообще и культурной апроприации в частности в различных обществах принципиально не различаются, имеет смысл адаптировать разработанную на Западе методологию к российским реалиям, тем более, что дискурс социальной справедливости остаётся американоцентричным.


Виды культурной апроприации


Самоочевидно, что формы культурной апроприации настолько же вариативны, насколько богатой и разнообразной может быть та или иная культура. Таковыми могут являться:



Для большей наглядности проиллюстрируем каждую из моделей актуальными примерами. К первой относится ношение религиозной атрибутики в качестве украшения (бинди, тилака, хиджабы и т.п.), ко второй – фитнес-йога, фэн-шуй и гороскопы, к третьей – североамериканские спортивные команды, присваивающие себе символику аборигенных народов («Вашингтон редскниз» и др.), к четвертой – нанесение татуировок в виде иероглифов или «арабской вязи», к последней – фетишизация военных регалии аборигенных народов.


Общей чертой всех существующих видов культурной апроприации является присвоение и эксплуатация иконографии чужой культуры. Другой бросающейся в глаза закономерностью является то, что присвоение осуществляется путем вырывания из исторического и культурного контекста без какого-то значения. Бастардизация – искажение или упрощение атрибутов, ритуалов, практик и т.д. Также для данного процесса характерны китчефикация и коммодификация, то есть превращение той или иной ценности в товар. Таким товаром может стать даже сакральный символ, например, бинди или тилака из спиритуального знака превратились в модный аксессуар, ничего не значащие стразы или наклейки, которыми можно украсить лоб.


К чему приводит культурная апроприация?


Давно замечено, что культурная апроприация приводит к закреплению существующих этнических и расовых стереотипов (а порой и созданию новых), к искажённой, почти карикатурной репрезентации людей с другим цветом кожи, а иногда и вовсе к стиранию их идентичности из информационного пространства. Так, по запросу «роуч головной убор» Google выдаёт исключительно фотографии белых людей – преимущественно сексуализированных обнаженных и полуобнаженных молодых женщин, украшенных бутафорскими шапками с синтетическими перьями.


На фэшн-рынке появляется все больше фотографов, дизайнеров одежды и стилистов, использующих и фетишизирующих в своем творчестве элементы национальных костюмов аборигенных народов Северной Америки, ношение которых является регламентированным. Прежде всего, это касается роучей и солнечных головных уборов, популяризированных до такой степени, что в Сети можно найти уроки, как их сделать из ручных средств. Ношение таких венцов по сей день остается привилегией среди коренных американцев. В прошлом без разрешения старейшин надевать их было нельзя: право ношения необходимо было заслужить, отличившись в бою.


Трудно проследить, кто из звёзд задал этот тренд, хотя можно определённо сказать, что истоки массового увлечения экзотикой нужно искать в субкультуре хиппи, – но можно определенно сказать, что интерес к псевдоиндейской и прочей этно-атрибутике возродился в нулевые годы благодаря инди-музыкантам и субкультуре хипстеров, подавляющее большинство которых – белые образованные молодые люди, представители среднего класса.


В англоязычной прессе развернулись дискуссии о культурной апроприации — присвоении элементов культуры меньшинств, которое те принимают за покушение на их идентичность. В ней, к примеру, обвиняют певицу Майли Сайрус за «украденные» у чернокожих тверк и дреды. «В стране, сами начала которой так тесно связаны с воровством, разговоры о заимствованиях похожи на церемониальную постановку, посвященную первородным грехам нации», — иронично замечает по этому поводу литературный критик Парул Сехгал в The New York Times Magazine. «Никто из нас не может — и не должен — владеть копирайтом на хип-хоп, косички или право носить кимоно», — замечает в журнале New Statesman японско-британский музыкант Йо Дзуси. — Головной убор из перьев имеет глубокое символическое значение для многих коренных американцев, и они могут оскорбиться, увидев его на голове надравшегося белого парня на каком-нибудь фестивале. Но воровство ли это? Ведь символическое значение этого убора нисколько не умаляется. Для этого парня эти перья значат в лучшем случае «я просто пытаюсь оторваться по полной». Он же точно не пытался никого обидеть».


Культурная апроприация неприемлема и как способ выражения почтения, уважения и признания людей с другим цветом кожи. Если вы хотите уважать, восхищаться и ценить чернокожих или их культуру, то вам следует узнать как распознавать, противостоять и уничтожать систематический расизм, а не заимствовать дредлокс – символ приверженности владельца культу Джа Растафари и сопротивлению чернокожих расизму. А если вы хотите уважать, восхищаться и ценить коренных жителей Америки и их культуру, то научитесь их слушать, когда они указывают на настоящие проблемы (и как этому противодействовать), которые встали перед коренными жителями в наше время, и, в частности, на очень большой процент самоубийств, на уровень алкоголизма в резервациях, и на постоянную кражу индейских земель ресурсодобывающими компаниями.


Когда же использование атрибутов культуры, к которой вы официально не принадлежите, не является апроприацией? Тогда, когда вы понимаете смысл данных атрибутов и пользуетесь ими в верном контексте. Единственным способом действительно изжить в себе склонность к культурному присвоению является реальное, а не мнимое расширение своего кругозора.

Обсуждения на форуме:


Ваше имя:

Комментарий:

Яндекс.Метрика