Открыть меню

Читательский дневник по литературе

Что такое читательский дневник по литературе помнит, наверное, каждый взрослый. Это отдельная тетрадь, в которую записываются определенные данные о прочитанных книгах, после чего она предъявляет учителю для проверки.

Сегодня, в век интернета, когда электронную версию любой книги (или ее краткое содержание) можно найти за несколько минут, необходимость ведения читательского дневника кажется надуманной, в связи с чем, многие родители довольно негативно относятся к этой форме контроля учеников. Тем не менее, именно ведение читательского дневника представляет собой один из лучших способов развить память школьника и помочь ему научиться структурировать информацию, полученную из книг. Кроме того, иногда один быстрый взгляд на свои записи позволяет вспомнить сюжет и героев произведения, что заметно упрощает подготовку к экзаменам или написанию сочинения.

Читательский дневник по литературе в младших классах

В начальной школе читательский дневник обычно представляет собой тетрадку, где учащийся отмечает, сколько страниц конкретной книги он прочел за день. При этом, родителям часто требуется ставить подпись в каждой строчке, чтобы подтвердить то, что записанное школьником число страниц является правдой.

Такая тетрадь – это еще не настоящий читательский дневник, и основной ее целью является контролирующая функция. И учитель младших классов, и сами родители должны быть в курсе, что именно читает ребенок, испытывает ли он интерес к литературе, а также насколько хорошо он способен усваивать прочитанное.

В этот период обучения список обязательного чтения очень мал, поэтому ученикам предлагается подобрать то, что они хотят прочесть, самостоятельно.

Начиная с конца первого класса, читательский дневник по литературе становится уже более сложной формой отчетности. Однако и в этот период основной его функцией является привитие интереса к чтению. Форма ведения дневника, а также его оформление не является строгой, и многие учителя позволяют ученикам самостоятельно определиться с тем, что именно они хотят записывать. Обязательными являются лишь пункты

  • название книги,
  • ее автор,
  • дата написания произведения,
  • краткая информация о главных героях и сюжете.

Многие учителя позволяют детям оформлять дневник собственными рисунками – портретами персонажей, зарисовками эпизодов и т.д.

Можно ли родителям помогать ребенку вести дневник?

Да, в младших классах ученик еще не всегда способен выделить основную мысль произведения, поэтому если он обратится к родителям, их помощь будет не только невредной, но и полезной. Однако лучше всего не диктовать ребенку правильный ответ, а лишь объяснить ему непонятные моменты в книге.

Читательский дневник по литературе в средней школе

Начиная с 5 класса, когда на уроках литературы изучают такие термины как тема, идея и сюжет произведения, а также изучают связь книги и эпохи, в которую жил автор, ведение читательского дневника несколько усложняется. Теперь учащимся необходимо самостоятельно выделять в прочитанных книгах тему и идею, а также кратко записывать сюжет произведения, выделяя в нем основные моменты.

Учитель может стимулировать ведение читательского дневника разрешением использовать его на различных самостоятельных работах и тестах. Это превращает дневник в своего рода разрешенную шпаргалку, заглянув в которую можно в любой момент вспомнить имена персонажей и краткий сюжет книги. Таким образом, ведя записи о прочитанных произведениях с целью использования их во время проверочных работ, подросток одновременно запоминает прочитанное и облегчает себе выполнение самостоятельных и контрольных, а также написание сочинений.

Ведение читательского дневника в старших классах

Отношение учителей литературы к читательским дневникам в старших классах может быть различным. Особенно строгие из них относятся к нему как к одной из обязательных форм домашних работ и требуют заносить туда мини-анализы всех произведений, входящих в школьную программу, включая историю создания произведения, обстановку в мире на момент его написания, фабулу и сюжет, характеристики основных героев, а также ключевые эпизоды.

Другие учителя, напротив, отказываются от подобного контроля над учащимися. Если школьник так и не полюбил вести читательский дневник, заинтересовать старшеклассника данной формой работы, скорее всего, уже не получится: различные виды творчества наподобие нарисованных в тетради портретов персонажей остались в младших классах и вряд ли будут интересны подростку, а использование записей как шпаргалки невозможно из-за строгих правил на выпускном сочинении и ЕГЭ. К тому же, большинство старшеклассников уже заняты подготовкой к выпускным и вступительным экзаменам или тестам, так что на чтение художественной литературы у них остается не так уж много времени.

В любом случае отношение к читательскому дневнику в этот период у подростков обычно чисто формальное: отличники честно записывают туда прочитанные рекомендованные книги, троечники списывают из интернета, а те, кто искренне любит книги, часто не стремятся записывать полученные впечатления в тетрадку, которую нужно предъявлять учителю.

Поколение назад, когда книги были дефицитом, читательские дневники были популярны и у взрослых людей, ведь гораздо проще записать информацию и впечатления от произведения, нежели разыскивать нужный роман по библиотекам всякий раз, когда понадобится что-нибудь из него вспомнить. Сейчас практически все книги легко находятся в интернете, читательские дневники становятся все менее популярны, и нередко необходимость их ведения только отбивает любовь к чтению. Однако если помочь ребенку анализировать прочитанное, подсказав ему, как вести читательский дневник не только без затруднений, но и получая от этого удовольствие, его заполнение поможет ему лучше понимать и запоминать книги, а также сформирует культуру чтения.


  • Оставьте свой комментарий * Заполните оба поля